«Живопись слепых». К Международному дню инвалида

Давно известно, что ограничение одной из физических способностей человека часто является мощным толчком к развитию других способностей.

Несмотря на то, что с июня 2018 года по причине ремонта в главном здании Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого его основной экспозиции пришлось временно расположиться в одном из помещений кинотеатра «Москва», работники музея не перестают проводить уникальные мероприятия, продолжая создавать вокруг себя одухотворённое творческое пространство.

Одним из ярких событий в этой области стал мастер-класс «Живопись слепых», приуроченный к Международному дню инвалида.

Подготовили его автономная некоммерческая организация повышения социальной и деловой активности «Белая трость Севастополь», основанная в 2010 году в Екатеринбурге людьми с нарушениями зрения, отдел для незрячих и слабовидящих Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого и Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого.

Давно известно, что ограничение одной из физических способностей человека часто является мощным толчком к развитию других способностей. Поэтому в своей работе организация «Белая трость Севастополь» руководствуется философией Экстрабилити (от англ. extra — «сверх» и ability — «способность»):

«Наша задача — способствовать развитию скрытых способностей и талантов. Мы ищем новые подходы к социальной реабилитации и реактивации через вовлечение в инклюзивное взаимодействие представителей разных социальных групп: людей с ограниченными возможностями здоровья, людей, преодолевающих зависимость, людей пожилого возраста и др. Одним из важнейших принципов нашей организации является активное сотрудничество людей с инвалидностью с миром “здоровых” людей. Мы нашли убедительные подтверждения тому, что такое сотрудничество взаимно обогащает оба “мира”».

«Живопись слепых» — проект, рождённый в мастерской екатеринбургского художника Бориса Хохонова. Незрячий человек в паре со зрячим художником создают картину по принципу наименьшего действия: отсекай лишнее и не умножай сущностей. Зрячие участники, чтобы исключить любые сознательные ассоциации, надевают повязки.

Суть авторского метода Бориса Хохонова состоит в произвольном наливании жидких красителей различной плотности на специально подготовленную поверхность вслепую. Непредсказуемые движения рук создающего картину приводят к появлению интересных визуальных эффектов.

Когда процесс смешивания красок завершается, участники мастер-класса выбирают из хаотически проявившихся пятен доминирующий образ. Художник, ведущий мастер-класс, своим искусством лишь помогает его выделить, осуществляя минимальную доработку.

По главному образу или персонажу даётся название картине. При этом случайно возникшие сочетания форм убираются с окрашенной поверхности не полностью, и возникает большое количество дополнительных образов. В результате разглядывание итогового живописного произведения превращается в увлекательную игру или медитацию (в зависимости от контекста восприятия).

Цель такой методики — обучение зрячих художников новому способу развития творческих способностей, новому видению мира и новой технологии получения шедевров. Для незрячих — погружение в коллективное (объективное) бессознательное для извлечения новой, феноменальной информации. Плюс общение и эмоциональный обмен.

Чтобы воплотить теоретические выкладки на практике и получить ответы на вопросы: как выбрать краски вслепую? как создать образ, не видя его? как создать картину вслепую, и будет ли это красиво? — в фойе кинотеатра «Москва» собралась небольшая группа социально активных людей, которые прошли все этапы создания картины вслепую.

Надо сказать, что инвалидов по зрению среди участников в этот раз не нашлось. Но, надев маски на глаза, они смогли (условно, конечно) на время почувствовать себя в их роли.

Перед началом работы ведущая проекта Диана Клименко рассказала не только об авторском методе Бориса Хохонова, но и о том, как данная методика помогает передать эмоцию на полотно, развить чувство доверия к людям и окружающему миру, обострить интуицию, снять стресс и напряжение.

Тот, кто наблюдал со стороны за процессом создания картины, мог заметить естественную нерешительность участников — ведь они впервые вслепую взялись за такое необычное дело. Но ведущие мастер-класса были рядом и, направляя руку, помогали рисующим выливать содержимое баночек непосредственно на холст.

Немаловажно, что почти все угадали цвет краски, который им достался! После того, как каждый внёс свой вклад в создание картины, использовав краситель определённого цвета, участникам было предложено снять маски и посмотреть на результат своего труда.

Самый удивительный момент состоял, пожалуй, в том, что когда с помощью широкого фасадного шпателя излишки краски с холста были отправлены в корзину, на полотне осталась настоящая картина-абстракция. Это было похоже на маленькое чудо!

По условиям перформанса ведущий проекта мог усилить акцент на доминирующем образе, но команда участников дружно сошлась во мнении, что картина получилась настолько самодостаточной, что никакого усиления образов не требуется. В результате недолгого обсуждения коллективная работа получила название «Мистерия».

Мистерия

Человеческое общество привыкло воспринимать инвалидов по зрению как людей ущербных, неполноценных, и не желает замечать уникальные возможности слепых людей, открывшиеся им в силу непоправимых и жёстких жизненных обстоятельств.

Проект «Живопись слепых» призван изменить ситуацию, демонстрируя обществу социальную ценность инвалидов по зрению.

Читайте по теме: Уличная галерея. Поэтические зарисовки

Ольга МАЛЬЦЕВА

Фото автора