Карло Боссоли. Общий вид Севастополя, 1856 год

Возвращение из забвения: Церковь во имя святого Владимира на Корабельной стороне

История Севастополя неразрывно связана с Черноморским флотом. Поэтому в числе первых зданий в городе была сооружена часовня во имя покровителя моряков — святителя Николая Чудотворца, преобразованная в 1795 году в Адмиралтейский собор.

Все православные храмы, построенные впоследствии Морским ведомством в Севастополе, были приписными к Адмиралтейскому собору, за исключением Владимирского собора-усыпальницы.

Основное население города составляли моряки Черноморского флота, солдаты крепостной артиллерии и пехотных полков. Подавляющее большинство военнослужащих исповедовало православие. Со времени основания Севастополя на Корабельной стороне строили казармы для экипажей военных судов, здесь же традиционно селились солдатские и матросские семьи.

В первой половине ХIХ века с Южной стороны на Корабельную было переведено севастопольское Адмиралтейство, рабочие которого увеличили население Корабельной слободки. При расположенных там казармах 37-го флотского экипажа построили часовню во имя святого благоверного великого князя Владимира, бывшую в этом районе единственным культовым сооружением, где военнослужащие и гражданские лица могли отправлять религиозные обряды.

До недавнего времени мы обладали весьма скудными сведениями об истории Владимирской часовни: основали её в 1829 году, а в 1834-м возвели в статус церкви с подвижным престолом. Отсутствовали и изобразительные материалы. Однако при работе над книгой о Владимирском соборе — усыпальнице адмиралов Черноморского флота писатель О. Г. Ковалик выявила в центральных архивах неизвестные ранее факты. Исследуя документы протоиерея Лазаря Гловацкого, вступившего в должность священнослужителя Владимирского храма 4 июня 1842 года, Ольга Григорьевна сделала настоящее открытие, установив, что церковь — фактически ровесница Севастополя!

План, фасад и профиль Владимирского храма в Корабельной слободке. Автограф рапорта отца Лазаря Гловацкого адмиралу А.П. Авинову. 1842 год

Осмотрев здание церкви, отец Лазарь был поражен её жалким и нищенским состоянием. «Оплот твёрдости Господней» на самом деле являлся бараком, слепленным из камней и глины, вместимостью не более 140 человек. Северная стена накренилась и угрожала обвалом, окна находились на уровне земли, разошедшиеся доски потолка обиты местами оборванной и неряшливо свисавшей парусиной. Концы балок под деревянным куполом торчали внутрь церкви и лежали на треснувших от их тяжести колоннах. В алтаре из грубо отёсанных и окрашенных досок устроена пономарня. Кровля во время дождя протекала, в помещении было сумрачно и сыро. Эти негативные факторы привели к утрате большей части церковной утвари и книг. Иконы имели самый плачевный вид. И только купол с крестом составлял «внешнее великолепие святыни».

Свою оценку увиденному отец Лазарь изложил в рапорте военному губернатору Севастополя вице-адмиралу А. П. Авинову, приложив рисунок фасада церкви и план, благодаря которым мы теперь имеем представление о внешнем виде Владимирской церкви.

Документы были направлены для рассмотрения главному командиру Черноморского флота и портов вице-адмиралу М. П. Лазареву. Резолюция последовала неутешительная: ветхая церковь в Корабельной слободке подлежала упразднению, так как предполагалось воздвигнуть Владимирский храм на городском холме.

Но Лазарь Гловацкий боролся за Богом вверенное ему сакральное здание, обращался в различные инстанции.

Так постепенно его заботами была восполнена ризница, закуплены новые книги. Добился он и небольшого ремонта аварийной северной стены. Её укрепили в 1843 году контрфорсами из старых мачт, которые истлели за зиму, стена вновь осталась без опоры. Продолжали течь кровля и купол, прогнил пол.

В 1845 году в Севастополе находился император Николай I, и Гловацкий через вице-адмирала А. П. Авинова подал рапорт на высочайшее имя с просьбой разрешить строительство нового храмового здания. Резолюция императора гласила о «совершенной необходимости» церкви в густонаселённом районе на Корабельной стороне, но при условии, что после того, как в городе возведут Владимирский собор, её освятят во имя другого Божьего угодника. Государь приказал рассмотреть все варианты ремонта существующей церкви, а в случае их нецелесообразности построить временное помещение.

Проводившиеся в 1846 и 1850 годах обследования храма признали невозможность ремонта из-за крайней его ветхости. Протоиерей Лазарь Гловацкий всё это время продолжал добиваться строительства нового здания церкви, и его старания увенчались успехом.

Александр Кудинов. Проект церкви, предполагаемой к строению в Севастополе. Главный фасад. 1853 год

Проект храма на Корабельной стороне был разработан петербургским архитектором, академиком А. С. Кудиновым.

Однако по приказанию начальника штаба Черноморского флота и портов В. А. Корнилова, в соответствии с замечаниями князя А. С. Меншикова, его переработал в сторону упрощения архитектор В. А. Рулёв.

4 января 1853 года этот проект получил высочайшее одобрение. Но его воплощению помешала Крымская война.

Во время обороны Севастополя 1854–1855 годов церковь была полностью разрушена. Об этом свидетельствует рапорт архиепископа Херсонского Иннокентия Святейшему Синоду, составленный в мае 1856 года.

После подписания Парижского мирного договора покидавшие Севастополь французские войска захватили с собой и купольный крест Владимирской церкви в Корабельной слободке.

В 1858–1859 годах за счёт пожертвований прихожан церковь восстановили на прежнем месте в виде деревянного барака. Она просуществовала около десяти лет, после чего была разобрана.

Престол сожгли на берегу Аполлоновой балки в присутствии жителей Корабельной слободки, пепел развеяли над морем. Этот уникальный обряд совершал участник обороны Севастополя протоиерей Григорий Сокальский.

Место Владимирской церкви обозначили деревянным столбом с образом святого князя Владимира. Впоследствии вместо него установили низкий стол, обложенный камнем и обнесённый железной оградой. На столе находился фонарь с лампадкой, которую во время богослужений возжигал сторож Митрофановской церкви, заменившей Владимирскую.

(Продолжение следует)

Ирина ШПАКОВА, историк-архивист

Благодарю писателя О. Г. Ковалик за предоставленные материалы, впервые опубликованные ею в книге «Священный бастион России. Севастополь и его Владимирский собор — усыпальница адмиралов Российского Черноморского флота». Иллюстрации из книги публикуются с разрешения автора.

Материал по теме: Усыпальница адмиралов: четыре святителя русской воинской славы