В Севастополе будет новый закон об образовании. Комментарии законодателя

Алексей Климов: «Очень надеюсь, что севастопольцы не останутся в стороне от работы над проектом нового закона, ведь образование так или иначе касается жизни каждого человека».

Образование — важнейшее направление государственной политики, один из её приоритетов. В этой сфере самым тесным образом переплетаются интересы государства и граждан. От уровня образования напрямую зависят профессионализм, качество труда специалистов, работающих в разных отраслях, а следовательно, и состояние экономики государства.

В соответствии с законодательством осуществляется не только контроль исполнения законов об образовании, но и проводится мониторинг их правоприменения.

На расширенном заседании комитета Законодательного собрания по образованию, науке, культуре и спорту его участники — члены комитета, представители правительства Севастополя, уполномоченный по правам ребёнка в городе Севастополе — обсудили результаты мониторинга правоприменения Закона города Севастополя «Об образовании» от 23 января 2015 года № 107-ЗС. Аналитический отчёт по данному вопросу представила начальник юридического управления аппарата Заксобрания Елена Близнюк.

Анализ действующего закона показал его крайне низкое качество. Для того, чтобы закон об образовании работал эффективно, необходимо устранить множество замечаний правового, организационного и юридического характера.

В частности, закон № 107-ЗС необоснованно и чрезмерно дублирует нормы федерального законодательства. В итоге возникают противоречия с федеральными законами, в которые постоянно вносятся изменения. Такого рода коллизии нарушают логическую структуру законодательного акта, что, естественно, затрудняет его исполнение. Кроме того, нарушается принцип построения регионального законодательства: в субъектах РФ законы должны состоять преимущественно из оригинальных норм, основанных на особенностях того или иного региона.

Чтобы было понятнее, приведу пример неработающей нормы регионального закона. В действующем законе пунктом 5 части 1 статьи 5 установлено, что правительство Севастополя обеспечивает разработку и реализацию Стратегии развития образования города Севастополя, региональных программ в сфере образования. Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает создание стратегии развития образования субъекта Российской Федерации. В соответствии с федеральным законом субъектам передаётся полномочие по разработке и реализации только региональных программ. На уровне субъекта разработка документов стратегического планирования отрасли не предусмотрена. Налицо — выход за рамки федерального законодательства. А это недопустимо. Мало того, в законе № 107-ЗС не установлено, каким органом и в каком порядке должна быть разработана стратегия развития образования. Возможно, поэтому ею с 2015 года никто и не занимался.

Ещё один пример подобного рода. В пункте 21 части 1 статьи 5 Закона №107-ЗС прописаны полномочия правительства Севастополя, дающие ему право обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в государственных образовательных организациях города. В соответствии с федеральным законом такое возможно. Однако в Севастополе все организации высшего образования являются федеральными. Поэтому возможность реализовать данный пункт регионального закона фактически отсутствует.

Наконец, третий пример неэффективности действующего закона «Об образовании». Статья 8 устанавливает, что региональная программа развития образования должна обеспечивать реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, международных программ в сфере образования. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 федерального закона разработка, утверждение и реализация вышеуказанных программ — федеральных, целевых, международных — входят в полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Выходит, данная региональная норма противоречит федеральному закону, следовательно, подлежит исключению из текста закона Севастополя.

Всего же по итогам анализа законодательного акта выявлено около 60 замечаний различного характера. Понятно, что проще написать новый закон, чем вносить изменения в действующий.

На основе рекомендаций Юридического управления аппарата Заксобрания, экспертного заключения Научно-экспертного центра «Международное и отечественное право» Юридического института Севастопольского государственного университета комитетом Заксобрания по образованию, науке, культуре и спорту принято решение о создании межведомственной рабочей группы, включающей в себя депутатов Законодательного собрания, представителей департаментов образования, здравоохранения (в случае необходимости включения в закон правовых норм, регулирующих охрану здоровья учащихся), труда и социальной защиты населения города и других правительственных структур, а также уполномоченного по правам ребёнка в городе Севастополе, представителей образовательных и общественных организаций города — в общем, всех, кто осуществляет деятельность в сфере образования.

Очень надеюсь, что севастопольцы не останутся в стороне от работы над проектом нового закона, ведь образование так или иначе касается жизни каждого человека. Свои предложения можно направлять в профильный комитет Заксобрания. Думаю, дискуссия на тему законодательного регулирования сферы образования будет полезна всем и поможет разработать такой закон, который создаст эффективные механизмы развития системы образования в нашем городе.

Алексей КЛИМОВ, депутат Законодательного собрания Севастополя

Читайте также: Вопросов много. Ответов пока нет