Змей в моём сердце

Пожалуй, каждый из нас в жизни не раз сталкивался с ситуацией, когда жалел о сказанном или сделанном на эмоциях, повинуясь не холодному расчёту, а чувствам, импульсу.

Кто такое переживал, наверняка скажет, что если б не отдался порыву, а трезво подумал, никогда бы не сказал или не совершил, что было сказано или совершено.

Например, стычка с женой. Как обычно, из-за какой-то мелочёвки. Градус разговора повышается, мы нервничаем, закипаем, и тут… А потом, в холодке, хлопаем себя по лбу: ну зачем, зачем, ведь всё можно было решить мирно!

«Эх, надо было бы вот что сказать!» — часто говорим мы себе, но, увы, —  возврата к прошлому нет. Однако есть будущее! Мы даём себе зарок в следующий раз быть мудрее. Но… приходит «следующий раз», и мы наступаем на те же грабли.

Почему? Почему мы год за годом делаем одни и те же ошибки, не учимся на опыте — своём и чужом? Да потому, что в самых глубинах души обитает змей нашей испорченности, порочности, греховности. Змей могущественный, который не даёт нам жить нормально, по-человечески, то есть, по возможности, чисто. Это древний враг наш, который суть склонность души ко всякому злу. И когда наше самолюбие задевают, протыкают невзначай ядовитый «мешочек» нашего раздутого самомнения, змей вылазит из норы и открывает свою пасть, чтобы ужалить побольнее.

Я не прав? Задумаемся, как мы, в большинстве случаев, относимся к самим себе? Как к бесспорному авторитету, имеющему своё мнение по любому вопросу, мнение, которое мы готовы отстаивать. «Я не могу ошибаться!» — так думают многие, не понимая, что у нас из ушей лезет подленькая гордынька, завышенное мнение о себе, в котором мы не хотим себе признаться.

Нам зачастую хочется обманываться на свой счёт, любя себя и свою правоту. И вот как раз «острые моменты», когда мы говорим на «повышенных оборотах», когда разум плохо контролирует сердце, и дают истинную картину того, кто мы есть на самом деле.

Когда я плохо себя контролирую, окружающим приоткрывается завеса над моим истинным «Я». В момент импульса, порыва из меня вылезает истинное моё нутро, тщательно скрываемое ото всех. Я всем хочу казаться милым, добрым, покладистым. А когда начинают «свистеть пули», оказывается, что я груб, мстителен, заносчив, злобен, жесток.

Змей моего сердца, с которым я сжился и смирился, отравляет все мои мысли и дела: личные, семейные, общественные, профессиональные. Например, надо было бы на службе своей поступить, прислушиваясь к голосу совести. А что я? Сделал всё по-другому, пойдя, как оказалось, по кривой дорожке. И что же? Вместо того, чтобы признать свою вину, свою мерзость, я начинаю оправдывать себя, почему де я поступил так, а не иначе. Тем самым я хочу избежать необходимости ответа перед собственной совестью, успокоить свой возмущённый неправдой дух.

Однако нужно не оправдываться за сделанное, а признать свою ошибку, свой грех и полностью взять за него ответственность перед собой. Только в этом случае я смогу примириться с собой и жить спокойно.

Какое обширное поле деятельности открывается передо мной! Я вижу в себе обнажённый нерв, вижу грязь душевную, о которой старался не думать, не знать. Убеждал себя, что я вполне хороший, добрые дела творю, милостыню раздаю. А тут выясняется, что не всё так радужно. Что нужно что-то в себе менять, пока не поздно, пока не всё в моём сердце намертво заржавело.

Итак, грех свой я вижу: вот он, «родимый». Мириться с ним или начинать бороться? Если я хочу стать лучше, чище — чище прежде всего перед Богом, то бороться необходимо. Но как? Могу ли я самостоятельно изжить из сердца эту грязь, вырвать жало у змея моего? Нет, не могу, слишком сильно я пропитан всякой душевной дрянью, слишком сжился с ней. Нужна помощь свыше. Господь — единственный, Кто может мне помочь. И я должен просить, умолять Его войти в мое сердце и очистить его (если, конечно, грязь сердца доставляет мне боль). Другого пути к Свету, к Небу — просто нет.

Господь откликается на зов и приходит, чтобы изгнать из меня беса гордости, тщеславия, самомнения, беса, который питает мою завышенную самооценку. Только нужно гореть решимостью начать бороть в себе проклятого змея. Бог любит решительных и скоро подаёт таковым Свою помощь.

Только это помощь не разовая. Мы все — больны, заражены вирусами грехов, и сражаться с ними надо до конца жизни. Значит, и в Боге мы нуждаемся постоянно, в спасении от греха, которое подаёт только Он.

Дай Бог нам это понять, принять и исполнить! Дай Бог!

Читайте также: Почему мы так упорно ищем ад?

Артемий СЛЁЗКИН