В бархатный сезон Севастополь накроет танцевальная волна

Второй Международный фестиваль профессиональных театров танца «ART-БУХТА» пройдёт с 13 по 19 сентября на сцене Драматического театра Черноморского флота имени Б. А. Лавренёва.

Организатор фестиваля — Севастопольский академический театр танца имени Вадима Альбертовича Елизарова.

— Идея его проведения родилась в 2019 году под знаком Года театра в России, — рассказывает директор Театра танца Александр Елизаров. — На совещании в правительстве мною было озвучено предложение об организации хореографического фестиваля, который бы высветил яркие грани уникальной танцевальной культуры нашего города, а также познакомил севастопольцев с искусством других хореографических коллективов во всём их многообразии. Предложение правительством города было поддержано, и фестиваль был учреждён Главным управлением культуры и Севастопольским академическим театром танца.

— Александр Вадимович, полагаю, фестиваль задуман на перспективу…

— Разумеется. Мы живём в ожидании строительства нового дома для Театра танца и к его открытию «накачиваем мышцы», чтобы он в будущем стал своеобразной Меккой, фестивальным центром хореографического искусства, которое всегда в развитии.

Театр танца — относительно новая форма театрального искусства. И она очень ёмкая, поскольку включает все виды сценической хореографии. Кроме того, такая хореография впитывает в себя особенности, национальный колорит того или иного региона, привнося при этом в современный танец свои техники, элементы.

К примеру, европейскому театру танца в большей степени присуще такое направление, как модерн и рождённый от него стиль контемпорари. В Соединённых Штатах превалирует джазовое направление, стилистика мюзиклов, кантри. В Южной Америке главенствуют фламенко, аргентинское танго. У нас — техника бального танца, за рамки которого, мы, естественно, выходим, как этого требует драматургия в постановках при создании образов, решении режиссёрских задач.

— Насколько помню, когда создавался Севастопольский театр танца в 1999 году, он был одним из немногих театров в мире, чьё творчество основано на лексике бального танца…

— Пожалуй, и сегодня в стране немного государственных репертуарных театров танца, носящих звание «академический». У нас — стационарный театр, созданный по принципу музыкального театра, где есть балетная труппа, музыкальная составляющая, сюжетные постановки. Ведь основа Севастопольского театра танца — это репертуар. И он достаточно большой — более 20 спектаклей.

В России сегодня есть огромное количество профессиональных, полупрофессиональных коллективов. Многие из тех, кто ставит пластические спектакли, образованы при филармониях. В репертуарах музыкальных театров также есть пластические спектакли. Фестиваль «ART-БУХТА» раскрывает палитру как уже существующих, так и потенциальных театров танца. И в перспективе — она обширная и разноплановая.

Первый фестиваль высветил девять событий в искусстве театральной хореографии. На втором фестивале за неделю зрители смогут увидеть столько же постановок, включая гала-концерт участников фестиваля. Севастопольцы познакомятся с танцевальными коллективами из разных городов России, работающими в различных танцевальных стилях.

Сцена из спектакля Севастопольского академического театра танца имени Вадима Елизарова «Пигмалион»

— Александр Вадимович, почему фестиваль обозначен как международный?

— В положении о фестивале заложена, опять же, перспектива на будущее: обозначен самый широкий формат. Ведь язык танца понятен всем, а искусство границ не имеет. В рамках подготовки ко второму фестивалю были планы пригласить зарубежные театры. Я уже вёл переговоры. Но пандемия эти планы сбила. Однако когда-то же закончатся ограничения, связанные с пандемией и санкциями. Цели и задачи фестиваля просты и понятны: чтобы культура и искусство рушили границы, искусственно возведённые вокруг полуострова.

— Каковы особенности севастопольского фестиваля?

— Наш фестиваль не имеет конкурсной основы. Он задуман как праздник танца, демонстрирующий и участникам, и зрителям ярчайшие достижения в искусстве современного танца. Безусловно, он даёт возможность многопланового общения профессионалов и тех, кто только ступил на путь к высотам хореографического искусства. Знакомство с творческими находками, обмен опытом — всё это очень важно для развития любого коллектива.

В свою очередь, экспертное жюри фестиваля вправе выступать с критикой, определять номинации, подчёркивать заслуги того или иного коллектива, его специфику, особенности, оценивать творческие, режиссёрские находки. Взгляд со стороны — также важная составляющая фестиваля.

Кроме того, фестиваль несёт в себе культурно-просветительскую функцию, её олицетворяет символ фестиваля — парусник, который вручается его участникам. Надеемся, что в скором будущем он станет так же узнаваем, как и другие известные престижные награды.

— Ожидают ли новые открытия любителей искусства хореографии на втором фестивале?

— Несомненно. На фестивале своё искусство покажут самые разные коллективы. Современный балет представит Московский театр «Новый балет», премьерные спектакли в стиле эстрадно-фольклорного танца — Астраханский театр танца, языком уличных танцев (брейк-данс, хип-хоп, паппинг и другие) будут общаться с юными зрителями артисты театра «Молчи и танцуй» из Ижевска.

Севастопольский театр танца покажет на фестивале два спектакля — комедию и драму. «Пигмалион» — один из любимых спектаклей Вадима Альбертовича Елизарова, где палитра бального танца полно раскрыта через драматургию и режиссуру. Второй спектакль — «Кровавая свадьба» режиссёра Евгении Гордиенко. Эта работа была задумана ею ещё совместно с отцом, который вдохновлялся произведениями Гарсиа Лорки, фильмами Карлоса Сауры. Стоит отметить, что основы техники танца у всех театров разные и каждый коллектив интересен тем, как он воплощает собственную хореографию в постановках.

Севастополь — традиционно танцевальный город. Люди здесь образованные, понимающие и ценящие искусство хореографии. Надеюсь, что неделя в ритме танца подарит севастопольцам незабываемые впечатления.

— Спасибо за беседу. Также находимся в предвкушении праздника танца, который завораживает, вдохновляет, объединяет, делает всех нас моложе, счастливее и добрее… И это вполне объяснимо: ведь танец изначально очень искренен в своих эмоциях.

Татьяна САНДУЛОВА