«У меня Бог в душе»: быть с Богом вне Церкви невозможно

«У меня Бог в душе.  Я могу в любое время обратиться к Нему напрямую. Посредники мне в этом не нужны. Церковь мне не нужна». Нередко нам, православным, приходится слышать эти слова от людей нецерковных.

Хорошо, что они веруют в Бога, пусть и в душе, но веруют. Но ведь мы прекрасно понимаем, что спасение, то есть вхождение по смерти в Царство Божие, вне Православной Церкви невозможно. Благодать Божия обильно подаётся верующим в Него, это да, но пребывающим только в лоне основанной Им Церкви. Как объяснить «верующим в душе», что нельзя верить в Бога и быть вне Церкви? Об этом хочется поподробнее поговорить.

Вселенское значение Пятидесятницы

 По православному вероучению Церковь образовалась в день Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов. В день Пятидесятницы Небо заключило вечный союз с землёю посредством Духа Святого, обитающего в Церкви, созданной Господом Иисусом Христом. Дух Святой животворит, то есть наполняет жизнью вечной членов Церкви, которую также называют Телом Христовым. Церковь земная — это не только храмы и соборы, а сообщество людей, объединённых верой во Христа Спасителя — Главу Церкви, посещающих богослужения в храмах и участвующих в церковных Таинствах.

Что ответить тем, кто говорит: «У меня Бог в душе»? Возьмём одну строчку Символа Веры — краткого свода основных догматов Православной Церкви, принятого на Никейском Вселенском соборе в 325 году: «(Верую) во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

 Церковь единая

 Церковь единая, то есть — одна. Существует только одна Церковь, в которой возможно спасение человека, и эта Церковь — Православная.

Церковь едина — с кем же? С Господом Иисусом Христом. Что является условием этого единства? Вера. Но одной веры недостаточно для обожения, то есть уподобления Христу, к чему призваны все христиане. Нужны дела веры, заключающиеся в исполнении заповедей Божиих, изложенных в Священном Писании.

Заповеди — это повеления, данные нам Христом. И вот одно из этих повелений, данных Спасителем на Тайной Вечере: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Таким образом, Спаситель установил Таинство Причащения, совершаемое доныне в Православной Церкви за каждой Божественной литургией.

«Обойдусь без причастия, главное, что я верую в Бога». Но как же тогда понимать слова Иисуса в отношении этого Таинства: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56). Тот, кто не желает идти в церковь и причащаться, не желает пребывать в Боге и, соответственно, в жизни вечной.

 Церковь святая

 Мы веруем во Святую Церковь. Господь свят, значит, и Церковь Его, оживотворённая Духом Святым, свята. Поскольку Церковь — это союз верующих, то и люди в Церкви освящены. Это не значит, что мы, православные, не нуждаемся в покаянии, но что мы просвещены Духом Святым и можем надеяться на благодать Божию, укрепляющую и направляющую нас на пути спасения. Благодать же Божия обильно изливается на нас в Церкви через Таинства.

Православные Таинства — это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать — спасительная сила Божия. В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние (исповедь), Таинство священства, Таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены Самим Иисусом Христом, о чём сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других Таинств свидетельствует церковное Предание.

Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью. Соответственно, если вы отвергаете Церковь, вы отвергаете и Таинства, то есть не нуждаетесь в Божией благодати… да и в Самом Боге. Или нет?

 Соборность Церкви

 Мы исповедуем Церковь Соборную. Соборность — это совокупность, сообщество людей, объединённых единой целью. Цель жизни христиан — спасение, то есть теснейшее единение со Христом Искупителем как в земной жизни, так и в жизни вечной. Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Соборность подразумевает единодушие членов Церкви во всём, что касается слов Спасителя, Евангелия, догматов веры, учения Церкви. Церковь Соборная дала миру миллионы святых, положивших основание своей жизни во Христе. Христианский мир не знает святых, спасшихся вне Церкви.

Когда вы говорите, что «в общении с Богом мне посредники не нужны», имея в виду церковную общину, то нарушаете заповедь Божию: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 21-22). Единство верующих во Христе и есть Соборность, которую вы отвергаете вместе с Церковью.

 Церковь Апостольская

 Наша Церковь — Церковь Апостольская, то есть началась со святых Апостолов, исполненных Духом Святым в день Пятидесятницы. Апостолы рукополагали первых епископов, священников, от них Церковь начала распространяться по земле содействием Того же Духа Святого. Соответственно, Дух Святой пребывает и благодатно действует только там, где признаётся и принимается апостольская преемственность, то есть в Церкви Христовой. Не признавая Церкви, вы не признаёте и Апостолов, следовательно, отказываетесь от Духа Святого живот-творящего, — дающего жизнь, жизнь вечную. Делайте логический вывод: вы — вне жизни вечной, вне спасения, то есть вне Бога.

 Помощница на пути к Богу

 Вы говорите, что вам посредники не нужны. Правильно, с Богом можно и нужно общаться и за пределами церковных стен, например, дома, по пути на работу, во время прогулки. Чем чаще мы молитвенно вздыхаем ко Христу, тем лучше нашей душе.

Церковь — не посредник между людьми и Богом, а помощница на пути к Богу. Церковь указывает верную, самую короткую к Нему дорогу, укрепляет нас в пути Таинствами, вдохновляет на дела, согласные с учением Христовым. Но идти по этой дороге мы всё равно должны сами. «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают (получают) его» (Мф. 11, 12), — сказал Господь. Нужна борьба со своими грехами и страстями, нужно понуждение себя на добрые дела, на молитву, а более всего — на покаяние, то есть перестройку своей жизни сообразно повелениям (заповедям) Христовым.

Каждый спасает свою собственную душу, но сделать это в одиночку, без помощи Церкви, не получится. Сил не хватит. А потому — поспешите стать деятельным членом Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Вы обретёте полноту веры, полноту бытия своего, потому что встретите в Церкви Самого Бога…

Артемий СЛЁЗКИН

Читайте также: Что ждёт от людей Спаситель, или Снова о чудесах