Спасти «Севтроллейбус»: казнить нельзя помиловать

Ситуация с ГУП «Севэлектроавтотранс им. А. С. Круподёрова» приближается к критической стадии.

В ближайшее время предприятие могут отключить от электроснабжения из-за длительного периода неоплаты за электроэнергию и многомиллионные долги перед поставщиками.

На сегодня за электроэнергию «Севтроллейбус» задолжал более 80 млн рублей. Безоплатный долг накапливался с ноября 2020 года. Не спасло предприятие и недавнее повышение тарифов на проезд в пассажирском транспорте.

На днях компания-поставщик OOO «Севэнергосбыт» пригрозила предприятию отключить от энергоснабжения депо № 1 (самый большой производственный комплекс по обслуживанию электротранспорта) и здание, в котором находится Управление городским электротранспортом, на ул. Льва Толстого, 51. Без электроэнергии предприятие может остаться уже с 6 декабря.

До этого в качестве профилактической меры были обесточены шесть диспетчерских пунктов на конечных остановках электротранспорта. Сотрудники предприятия вынуждены работать в нечеловеческих условиях, в нарушение всех норм трудового законодательства — без света, без тепла, без обеда. В «Севэнергосбыте» предупредили, что отключения продолжатся и дальше, если долг не будет оплачен.

В Департаменте транспорта Севастополя отметили, что рисков остановки троллейбусов нет. Чиновники в курсе сложившейся ситуации и заверяют, что контролируют процесс. Будет ли оказана помощь и выделено субсидирование крупнейшему транспортному предприятию города, пока неизвестно.

Чем же грозит отключение от энергоснабжения депо № 1?

Во-первых, для постановки на линию троллейбусы придётся вытаскивать буксировочным транспортом; во-вторых, будет заблокирована работа всех технических служб, которые проводят техническое обслуживание троллейбусов перед их выходом на линию, а также ремонт транспортных средств. Остановка работы технических служб — это угроза безопасности пассажиров при эксплуатации на линии транспортного средства, не прошедшего технического контроля.

В-третьих, будет остановлена ежедневная мойка и антиковидная обработка транспорта — это нарушение мер противодействия распространению коронавирусной инфекции, принятых в регионе; в-четвёртых, сотрудники предприятия могут остаться без работы.

Фото: SEV-TROLL (Севастопольский троллейбус) / ВКонтакте

Исходя из вышесказанного, очевидна явная угроза остановки работы предприятия и, как следствие, его полное закрытие. О чём думают высокопоставленные чиновники Департамента транспорта с ноября 2020 года, непонятно. Директор департамента пытается всех успокоить, но налицо — полный провал, и ситуация с каждым днём ухудшается.

Вполне естественно, что у многих пользователей соцсетей, да и у самих работников ГУП «Севэлектроавтотранс им. А. С. Круподёрова» создаётся устойчивое мнение, что предприятие намеренно банкротят для изъятия и перепродажи «вкусных» земельных участков и технических мощностей.

Напомним, что таким же образом у предприятия в своё время забрали его собственность — базу отдыха «Батилиман», которую, по слухам, собираются продать частному бизнесу.

Напомним, ещё в начале 2020 года правительство Севастополя планировало на базе ГУПа создать единого мультимодального транспортного оператора. Для этого в ведение предприятия были переданы паромное сообщение и катера, запланирована передача Севморпорта.

Непонятна логика чиновников: зачем к убыточному предприятию добавлять убыточные активы?

Ранее сообщалось, что ГУП «Севэлектроавтотранс им. А. С. Круподёрова» стало самым крупным должником за электроэнергию среди юридических лиц города. Вторым по объёму долга за электричество в Севастополе является ГУП «Севастопольский морской порт»: он задолжал почти 23 млн рублей с ноября 2019 года. Общая задолженность юридических лиц Севастополя перед гарантирующим поставщиком по состоянию на 9 августа 2021 года — 235,5 млн рублей.

Но это долг только за электроэнергию. А ещё «Севэлектроавтотранс» задолжал более 400 млн рублей лизинговой компании за поставку новых троллейбусов. Лизинговая компания собиралась подать на предприятие в суд и либо добиться погашения долга, либо вернуть себе поставленные по контракту троллейбусы. Вероятность того, что лизинговая компания выиграет суд, практически 100-процентная. А это значит, что все новые троллейбусы, которые получило предприятие, могут быть изъяты в счёт погашения долга, и тогда Севастополь останется без электротранспорта. Напомним, старый подвижной состав уже давно списали и сдали на металлолом.

При этом за последние три года на предприятии сменилось четыре директора. И, как показала практика, никто из них так и не смог вытащить предприятие из долговой ямы.

Фото: ГУП Севэлектроавтотранс имени А.С. Круподерова / Facebook

Ситуацию прокомментировал бывший директор предприятия Виктор Гончаров:

«Очень обидно и больно смотреть на то, как моё родное предприятие системно убивают руководители «от сохи». В своё время, в период блэкаута, мы с коллективом приложили немало усилий, чтобы сберечь предприятие и сберечь ценные высокопрофессиональные кадры. Мы добились такого уровня развития, что смогли бы на предприятии самостоятельно собирать новые троллейбусы из поставляемых комплектующих и продавать их как минимум в Крым. И этот вопрос уже прорабатывался на уровне правительства Севастополя и с поставщиками комплектующих. Когда мне пришлось вынужденно уйти с предприятия, я оставил на счетах несколько миллионов в плюсе и ноль долгов. И рабочий люд у меня ежемесячно получал премии. А что происходит сейчас? Лучших технических и управленческих специалистов предприятия уволили. Каждый из последующих директоров провёл тотальное сокращение и привлёк к работе новые кадры, которые не имеют ни опыта, ни навыков работы в общественном транспорте».

На вопрос, готов ли он вернуться и сможет ли вытащить предприятие, Виктор Гончаров ответил:

«У меня есть полная информация о проблемах предприятия от верных соратников, продолжающих там работать. Ситуация на данный момент очень сложная. Но… поправимая. Здесь, конечно, в поднятии из пропасти предприятия должны принять участие и губернатор, и директор департамента, и депутаты Заксобрания, и, безусловно, директор предприятия, который сам понимает, что надо делать для исправления ситуации. Напомню, что ещё при моей работе директор Департамента транспорта бывал на предприятии минимум один-два раза в месяц — интересовался делами предприятия, встречался с его работниками. Это позволяло оперативно решать сложные задачи и проблемы. Чуть реже нас посещал курирующий транспорт заместитель губернатора. Спросите сегодня у любого работника предприятия, как часто у них бывает директор департамента и когда его в последний раз там видели? Вы удивитесь — из работников никто в лицо его даже не знает.

Я бы с удовольствием вернулся на родное мне предприятие. Думаю, вместе с нашим дружным и работоспособным коллективом мы бы смогли его вытащить. Я даже готов заключить контракт на условиях, что как только исправляю ситуацию и показываю положительную динамику развития предприятия — уйду в отставку. Для меня важна не должность, а положительный результат».

P. S. На момент публикации статьи стало известно, что в скором времени ГУП «Севэлектроавтотранс» получит бюджетную субсидию для погашения задолженностей. Об этом сообщил директор Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Павел Иено.

По его словам, на сегодняшний день предприятие задолжало порядка 550 млн рублей. В Дептрансе планируют выплатить эти деньги в течение двух недель благодаря целевой субсидии из городского бюджета.

Антон ГРИГОРЬЕВ