«Словотворение» – 2021. Послесловие

«О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух 

И опыт, сын ошибок трудных…»

А. С. Пушкин

Поздним субботним вечером 9 октября завершился Четвёртый фестиваль «Словотворение». Закрытие прошло с церемониальной точностью и праздничной раскованностью. Я бы даже сказала, с юношеской бодростью, что и понятно: дух принимающей стороны — Севастопольского ТЮЗа — и участников, и гостей заразил оптимизмом, энтузиазмом, непосредственностью. Было весело (без пошлости), задорно (без ухарства), азартно (без ершистости). Слова, произнесённые на сцене членами жюри и друзьями конкурса, отличались тактичной точностью и полным отсутствием ходульного благодушия.

Вообще этот проект подкупает не только культурой речи, но и культурой поведения, объединяющей публику с конкурсантами в единый театральный организм сопереживания, соучастия, сотоварищества. Столь беспрецедентной атмосферой фестиваль обязан, конечно же, своему инициатору, творцу, ведущему… скажу проще — душе, — Евгению Журавкину, возглавляющему Севастопольское отделение Союза театральных деятелей России. Однако один в поле не воин, а потому слова благодарности Аксинье Норманской — деятельной сподвижнице Евгения Ивановича. В этом году много потрудился и директор ТЮЗа Андрей Маймусов. Благодаря вверенным ему техническим службам театра все четыре фестивальных дня прошли без сбоев и промахов.

Сам конкурс монологов занимает два вечера, и в нём принимают участие актёры различных амплуа, возраста и темперамента. Так как впечатления первого дня невольно затушёвываются следующим, а на сцену каждый раз выходят не менее семнадцати чтецов, у меня возникла идея учредить Приз первого дня.

На какие актёрские качества я обращаю внимание при принятии решения? Во-первых, на выбор конкурсантом литературного материала, умение расслышать в Слове актуальное звучание. Во-вторых, на способность передать связь между Словом и действием, в нём зашифрованном, чтобы через вербальное действо приподнять завесу над истиной человеческой природы и создать театр чувств — миниатюрный по форме и огромный по содержанию. Наконец, проявление в чтеце художественной натуры, готовой «умереть» в Слове. Эти требования могут показаться завышенными. Но тут сказывается моё воспитание искусством таких великих мастеров, как Дмитрий Журавлёв, Алиса Коонен, Елизавета Тиме, Сергей Юрский.

В 2019 году я открыла для себя замечательного актера ТЮЗа Олега Карасева. В этом году моя симпатия оказалась на стороне Татьяны Бурнакиной, Сергея Букова, Романа Рыбина, Семёна Сковородина. Но Приз первого дня я отдала Роману Шукри, блистательно исполнившему «Сцену из Фауста» Пушкина.

Здесь я позволю себе отметить ещё трёх участников фестиваля — друзей и однокашников Романа: Петра Харченко, Виталия Омельченко, Максима Веселова. Все четверо, выпускники Ярославского театрального института, пришли в театр в 2020 году и сразу заняли в его репертуаре заметное положение. Они приняли участие в нынешнем «Словотворении» и показали, с моей точки зрения, наиболее серьёзное отношение к выбору номера. Точный расчёт своих возможностей и тонкое понимание задач проекта сослужили им добрую службу: Омельченко мощно исполнил поэму «Люблю» Владимира Маяковского, Веселов заворожил публику представлением «Калигулы» Альбера Камю, Харченко взволновал моносценкой «Естудей» Алексея Слаповского. Если театру имени Луначарского удастся сохранить этих актёров в труппе, то со временем они составят плеяду, которой будет гордиться Севастополь. Однако здесь дело за руководством города: сможет ли местное Правительство обеспечить пресловутой недвижимостью перспективную театральную молодёжь — вот в чём вопрос.

Итак, два насыщенных вечера монологов и порадовали, и высветили ряд проблем, которые неизбежны при осуществлении подобного масштабного проекта: это и выбор номеров конкурсантами, и, по мере расширения количества участников, проведение отборочного тура, и более внятная аргументация при определении победителей.

Фестиваль очевидно набирает обороты. Он ставит перед собой амбициозные задачи. Нет предела совершенству, нет рамок для творческого размаха, безграничен литературный материал. А значит, у «Словотворения» долгая, счастливая будущность.

Ольга КОВАЛИК, член Союза писателей России

Читайте также: Словотворение. Дети