Сколько платить за мусор, как рассчитать справедливый тариф?

Если севастопольцы хоть и не сразу, но постепенно пришли к пониманию того, что за обращение со своими отходами надо платить, то вопрос справедливого тарифа ещё остаётся открытым.

С одной стороны, все хотят платить меньше, но с другой — жить в чистоте. В современном обществе чисто не только там, где не сорят, но и там, где эта чистота справедливо оплачивается.

Давайте разберёмся, как рассчитать справедливый тариф на обращение с мусором. Главная составляющая тарифа ― это экономически обоснованные расходы операторов. Так вот, согласно законодательству, тариф рассчитывается путём деления всех экономически обоснованных расходов плюс прибыль на весь объём твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в обращении оператора.

Калькуляционной единицей, как по логике здравого смысла, так и по постановлению Правительства РФ, удобно считать один кубометр отходов в накопительной таре. То есть объём ТКО в целях расчёта должен учитываться в количестве единиц и объёмах контейнеров для твёрдых коммунальных отходов, установленных в местах их накопления.

Важно отметить, что нельзя рассчитывать себестоимость кубометра ТКО, фактически привезённого, по объёму кузова спецтехники, а необходимо именно по тому числу и объёму контейнеров, которые в него загружены. Ибо, как всем известно, ТКО из контейнеров попадают в кузов и там специально уплотняются, да ещё и утрамбовываются в ходе транспортировки. Поэтому объём привезённых ТКО в спецмашине с полностью загруженным рабочим объёмом кузова всегда меньше объёма опустошённых в него контейнеров. Таким образом, все экономически обоснованные расходы должны приводиться к калькуляционной единице ― кубическому метру в контейнере.

А так как и расходы оператора, и объём ТКО — величины не постоянные, то для определения справедливого тарифа необходимо делать ежемесячные корректировки. Пересчитывая тариф как в сторону уменьшения, например, если при одних и тех же затратах получилось вывезти больший объём мусора, так и в сторону увеличения, если расходов на обращение стало больше. Необходимо создать такую прозрачную учётную политику в формировании расходов операторов и фиксировании фактических объёмов ТКО, принятых в обращение, чтобы тариф был динамическим.

Учитывая общественную значимость мусорной реформы и государственный статус оператора, можно и нужно применять геоинформационные системы, которые позволят в онлайн-режиме видеть все составляющие системы обращения ТКО в городе Севастополе. Это может быть виртуальная карта города со всеми точками сбора мусора, маршрутами техники, количеством трудовых ресурсов и другими составляющими, которые можно увидеть как обобщённо, так и на избранную дату.

Резюмируя, можно утверждать, что справедливый тариф на обращение ТКО в регионе невозможно рассчитать без организационных шагов по налаживанию учёта фактически принятого от субъектов объёма ТКО.

Пока это не будет сделано, одни станут переплачивать, а другие ― недоплачивать. Естественно, что обратить внимание необходимо и на расходы операторов ТКО — всегда ли они экономически обоснованны?

Читайте по теме: Утилизация мусора — дело нехитрое?

Руслан ЕРМАКОВ