Приморский бульвар. Севастополь. Конец XIX — нач. ХХ вв. Фото: sevastopolkrymstihi.blogspot.com

«Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности…»

В 1909 году Россия отмечала знаменательную дату, в честь которой была учреждена медаль «В память 25-летия церковных школ». Не остался в стороне и Севастополь.

28 октября преподаватели и учащиеся этих учебных заведений собрались в Покровском соборе на божественную литургию и молебен.

После богослужения все присутствовавшие проследовали в Народный дом (находился в районе Артиллерийской бухты), где для них была «прочитана историческая записка о церковных школах и жития святителя Димитрия». Почему такое внимание придавалось именно этому святому в связи с церковными школами, и какое значение они имели в дореволюционной России? Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, почитаем в православии как духовный писатель, составитель книг «Жития святых», проповедник и педагог. Духовная составляющая стала основой в системе просвещения Российской империи.

Артиллерийская бухта. Севастополь. Нач. ХХ в. Фото: img-fotki.yandex.ru

Подведомственные Синоду церковно-приходские школы, открытые при православных храмах, способствовали не только получению начальных знаний, но и прививали нормы христианской морали детям рабочих, крестьян, ремесленников, купцов, мелких чиновников. Это было самое массовое и относительно доступное образование, которое впоследствии давало возможность своим воспитанникам занять определённое место в обществе.

13 июня 1884 года вышли «Высочайше утверждённые правила о церковно-приходских школах», которые формулировали основную цель этих учреждений: «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской…», а также определяли их структуру. В одноклассных (двухлетних) школах преподавались Закон Божий (изучение молитв, священная история и объяснение богослужений, краткий катехизис), церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика. В двухклассных (четырёхлетних) кроме вышеперечисленных предметов преподавали историю церкви и Отечества. В День просветителей славянских народов святых Кирилла и Мефодия российские церковные школы отмечали свой праздник.

Управление церковно-приходскими школами осуществлялось училищным советом Синода через епархиальные училищные советы, председатели и члены которых избирались местным епископом из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования. Непосредственное и ответственное заведование церковно-приходскими школами возлагалось на приходских священников или на лиц, назначенных епископом. В их обязанности входило ежегодное представление епископу отчёта о состоянии церковно-приходских школ. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие в основном церковно-учительские школы и епархиальные училища.

Первая церковно-приходская школа в Севастополе открылась в 1884 году при Петропавловской церкви на улице Большой Морской. После освящения в 1905 году Покровского собора при нём также начала работать церковно-приходская школа. Обветшавший к этому времени Петропавловский храм разобрали. Дети, обучавшиеся при этой церкви, перешли в школу при Покровском соборе. Заведующий, настоятель собора протоиерей Владимир Дмитриевич Баженов, одновременно являлся председателем Севастопольского отделения Таврического епархиального Совета.

Петропавловский собор. Севастополь. Нач. ХХ в. Фото: sobory.ru

В 1885 году открыла церковно-приходскую школу Петропавловская церковь на Северной стороне города. Она состояла на попечении созданного в этом же году Петропавловского братства. Маленькое помещение не давало возможности принять всех желающих, поэтому обучение начали только 30 учеников. «Севастопольский листок» 15 декабря 1885 года отмечал, что кроме священника Иоанна Явецкого был специально приглашён учитель «с платою 360 руб. в год — на средства братства».

Через несколько лет братство построило для школы просторное и удобное помещение. Частично средства для этих целей в 1888 году выделила Городская управа. Братство способствовало отводу земельного участка для школьного двора и склада, оказывало материальную и духовную помощь, участвовало в подборе преподавательских кадров.

19 сентября 1899 года на Приморском бульваре состоялось «благотворительное гуляние в пользу Петропавловского братства Северной стороны». Горожане с удовольствием участвовали в этом мероприятии, пожертвования составили 350 рублей

Херсонесский монастырь. Севастополь. Нач. ХХ в. Фото: jalita.com

Предварительно в газете «Крымский вестник» было опубликовано объявление, приглашающее принять участие в этой акции. Здесь же отмечалось бедственное положение братства, содержащего единственную на Северной стороне школу. К сожалению, из-за недостаточности средств в октябре 1908 года она вынуждена была закрыться.

На Корабельной стороне Севастополя в 1898 году была образована Александро-Невская церковно-приходская школа. С этого времени практически ежегодно открывались новые школы при храмах города.

В 1899 году начала действовать одноклассная школа при Херсонесском мужском монастыре, на полном его содержании. По состоянию на 1912 год в ней обучалось «до 25 беднейших мальчиков, получающих школьные принадлежности от монастыря, кроме учебников из Севастопольского отделения епархиального училищного совета».

После восстановления Петропавловского храма на городском холме при нём в 1900 году тоже открылась школа. Она занимала помещение в каменном здании рядом с церковью. Заведующим был настоятель храма протоиерей Михаил Александрович Бензин, почётный член Севастопольского отделения Таврического епархиального училищного совета.

В 1901 году в арендованном здании начала работу Кладбищенская церковно-приходская школа, в 1903 году — Феодосиевская.

Великая княгиня Ксения Александровна Романова. Фото: avatars.mds.yandex.net

К 50-летию обороны Севастополя, в 1905 году, на Северной стороне был освящён храм Вознесения Господня. Через год на территории церкви комитет по сооружению памятников построил здание двухклассной церковно-приходской школы. Название своё она получила в честь попечительницы — великой княгини Ксении Александровны.Это здание сохранилось до наших дней, в нём находится отделение внутренних дел. По состоянию на 1912 год в школе обучались 100 мальчиков и 69 девочек, в 1914 году — 98 мальчиков и 36 девочек. Заведовал школой священник Константин Александрович Калиновский, в штате состояли четыре учителя.

Кроме школ при церквях, находившихся в городской черте, действовали церковно-приходские школы в окрестностях. В 1891 году начала работу одноклассная церковно-приходская школа в деревне Байдары (ныне с. Орлиное), в 1893 году — в Кадыковке, в 1897 году — в деревне Алсу (ныне с. Морозовка).

В 1911 году в Севастопольском градоначальстве насчитывалось 13 церковно-приходских школ, в том числе две в сельской зоне (в Кадыковке и Алсу). Заведовали ими и преподавали 11 священников, два священнослужителя, два дьякона и 16 светских учителей. Через год благочинный в своём отчете указывал уже 14 церковно-приходских школ, находившихся в непосредственном ведении Севастопольского отделения Таврического епархиального училищного совета. «Отношение к сим школам очень хорошее, о чём ясно говорит большое число желающих определить своих детей именно в церковную школу».

Через пять лет устоявшемуся укладу Российской империи предстоит измениться, под натиском революционных событий рухнет монархия, страна переживёт тяжелейшие потрясения. Да, собственно, и страна станет совсем другой, с соответствующим отношением к церкви и её образовательным учреждениям.

После Февральской революции определением Временного правительства от 20 июня 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы Министерству народного просвещения. Полностью ликвидировала церковную школу новая советская власть Постановлением Совета Народных Комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного Комиссариата по просвещению».

Ирина ШПАКОВА, историк-архивист

Материал по теме: Возвращение из забвения: Часовня иконы Фёдоровской Божьей Матери в Севастополе