Разрушенная лютеранская кирха, 1944 год

Севастопольская лютеранская церковь

Первые сведения о существовании лютеранской церкви в Севастополе имеются в Новороссийском календаре на 1855 год, изданном в Одессе в 1856 году.

Но местонахождение её пока не установлено. Хотя из документов стало известно, что ещё в 1854 году велась переписка о предоставлении евангелическим христианам участка земли на Большой Морской улице, где после Крымской войны горожанами на добровольные пожертвования была построена временная каменная Петропавловская церковь.

На этот участок, занимаемый казённым воловьим двором, принадлежащим Морскому ведомству, претендовал Балаклавский Георгиевский монастырь под своё подворье. Таврическая палата гражданского суда в конце 1857 года предписала городской думе выдать акт на место для постройки кирхи. Но лютеранское общество так и не получило никаких документов на владение участком, на котором уже размещалась Петропавловская церковь и было много средств затрачено на благоустройство территории. К слову сказать, участок продолжал находиться в ведении Морского ведомства.

В 1840-е годы проповедником в лютеранской церкви был дивизионный пастор Франц Гильденгаген. В 1851 году он подал прошение о принятии его «в русское подданство».

После Крымской войны лютеран в Севастополе было немного. Имеются сведения, что на 1 января 1866 года в городе их проживало 66 человек (35 муж., 31 жен.), но по мере возрождения Севастополя в 1886 году их количество увеличилось до 278 человек. В городе был евангелическо-лютеранский церковный совет, который иногда публиковал в газетах объявления о службе, подобное этому: «… пастор Келлер 14 числа этого месяца (сентября — авт.) в Севастопольском реальном училище совершать будет богослужение».

Вице-адмирал Оскар Карлович фон Кремер

В 1890 году лютеранское общество приобрело участок земли под строительство своего храма на улице Чесменской, 57. Участок был куплен у начальника Главного морского штаба вице-адмирала Оскара Карловича фон Кремера — участника обороны Севастополя и русско-турецкой войны 1877–1878 гг., к этому времени уже проживавшего в Санкт-Петербурге. Фон Кремер продал участок севастопольскому обществу за 4 тыс. руб., пожертвовав при этом на строительство лютеранской кирхи 1 тыс. руб.

Архитектор А. М. Вейзен

В 1893 году городской архитектор Александр Михайлович Вейзен представил в Севастопольскую управу проект лютеранского молитвенного дома. На следующий год началось его строительство, и до начала ХХ века здание кирхи было построено.

В конце ХΙХ века евангелическо-лютеранский пастор находился в селении Нейзац (совр. с. Красногорское Белогорского района) и «по мере возможности заведовал духовным призрением лютеран». В его ведение входили Ялтинский, Симферопольский, Евпаторийский уезды и часть Перекопского, расположенная в Крыму, — всего около 9 000 лютеран, не считая городов Симферополя, Севастополя, Ялты, Бахчисарая, Карасубазара и Евпатории.

И тогда лютеране Перекопского и Симферопольского уездов Таврической губернии, в которых было значительное количество немецких поселений, подняли вопрос об учреждении особого евангелическо-лютеранского прихода. Ничего не добившись в 1887 и в 1889 годах, вновь подняли этот вопрос в 1896 году и обратились в Санкт-Петербургскую евангелическо-лютеранскую консисторию за получением разрешения на учреждение самостоятельного прихода с особым проповедником. Но и на этот раз особый приход для прихожан отдельных уездов не был создан, так как лютеранские церкви Таврической губернии входили в состав С.-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории. В начале ХХ века в Крыму было 186 евангелическо-лютеранских общин.

Метрические книги в лютеранских церквях в начале ХIХ века велись на латинском языке, впоследствии — на немецком и затем на русском. В отличие от православных церквей, в метрических записях о рождении указывались время рождения и девичья фамилия матери.

В Адресе-календаре Севастопольского градоначальства на 1908 год имеются сведения, что пастор Ф. Гершельман имел постоянное местожительство в селении Нейзац и в Севастополь приезжал четыре раза в год. А кистером (церковная должность у протестантов) севастопольской лютеранской церкви был Александр Карлович Раудкен. Он проживал в квартире при кирхе и работал заведующим инвентарём Севастопольской городской управы. Временным председателем церковного совета был Андрей Иванович Кюблер, гласный Севастопольской городской думы, директор тюремного комитета, член правления Общества взаимного кредита. В Севастопольском лютеранском обществе была должность кассира, которую занимал Омар Васильевич Перониус, коллежский советник, доктор севастопольского флотского полуэкипажа. По данным Адреса-календаря Севастопольского градоначальства, в 1908 году насчитывалось 2935 лютеран и реформаторов.

В годы Гражданской войны лютеранская кирха была не только религиозным храмом, но и культурным центром. Подтверждением этому служит информация, опубликованная в газете «Крымский вестник» 2(15) мая 1920 года: «Органный концерт. Завтра в 6 час. вечера в лютеранской кирхе (Чесменская, 57) состоится концерт председателя филармонического общества г. Гиммельшерна. Л. Н. Барановская исполнит, между прочим, «Молитву» из оперы «Тоска» Пуччини. Ф. Б. Павловский вследствие неожиданного отъезда примет участие в след[ующем] орган[ном] концерте. Билеты в маг[азине]. Бермана (Нахимовский пр. 23) и у кистера кирхи».

Прихожанами кирхи были представители разных национальностей: немцы, латыши, эстонцы. Как следует из заметки в «Крымском вестнике» от 16 сентября 1920 года, служба велась на нескольких языках: «Богослужение в местной евангелическо-лютеранской церкви совершает пастор г. Гершельман в воскресенье, 20 сего сентября в 12 часов дня н[овое] вр[емя], на немецком языке и в 4 часа на эстонском».

После установления в Севастополе советской власти религиозная община лютеранской кирхи 16 ноября 1922 года заключила договор с местными органами власти на пользование зданием. По учётным данным церковного стола Севастопольского райисполкома прихожанам передавалось «каменное здание, глав не имеет»: «Имеется колокольня. Здание двухэтажное, имеющее 26 оконных просветов и 16 всевозможных дверей. Во дворе, принадлежащем церкви, имеется одноэтажный каменный дом, имеющий одну квартиру. Водопровод и канализация».

Судя по описи имущества, при кирхе действовала небольшая библиотека, в которой наряду с религиозной литературой были и энциклопедические справочники. В 1923 году количество прихожан кирхи было 118 человек.

Кистером при кирхе был Карл Мартынович Эрглис. Родился 28 января 1856 года, латыш, уроженец Курляндской губернии. Окончил Курляндскую учительскую семинарию и работал народным учителем в разных губерниях: Курляндской, Ковенской, Ставропольской, Екатеринославской. В 1912 году вместе с семьёй (жена и пятеро детей) приехал в Севастополь и был избран кистером.

Пастор Ф. Ф. Гершельман в 1920-е годы по-прежнему находился в селе Нейзац и три раза в год приезжал в Севастополь проводить службы. О своём приезде он извещал стол религиозных культов.

В архивных документах сохранилось заявление пастора от 20 июля 1929 года: «Вчера я приехал из Симферополя вместе с моим помощником, сыном, пастором Гершельманом Фердинанд Фердинандовичем младшим для совершения по желанию лютеран немецкой и эстонской национальности в евангелическо-лютеранской церкви в Севастополе богослужения и религиозных обрядов. В субботу 20 июля с. г. вечером состоится богослужение на немецком языке. В воскресенье 21 июля в 10 час. утра состоится богослужение на немецком языке и в 2 часа пополудни на эстонском языке, а вечером на немецком языке».

О контроле органами власти деятельности религиозных организаций свидетельствует тот факт, что даже разрешение на проведение рождественской ёлки давал административный подотдел и стол религиозных культов Севастопольского райисполкома: «На Ваше заявление админ. п/отд. сообщает, что к устройству ёлки в храме лютеранской кирхи на рождественский праздник не встречается препятствий, поскольку таковая является неотъемлемой частью богослужения. 22 декабря 1926 года».

В 1930 году лютеранская кирха прошла перерегистрацию в столе религиозных культов Севастопольского райисполкома. В середине 1931 года горсовет направил в КрымЦИК документы о ликвидации кирхи, но получил отказ за необоснованностью ходатайства. Не было указано отношение религиозного населения к ликвидации, решение общественности, заявления верующих от дальнейшей аренды здания, проекта переустройства и пр. Собрав все необходимые документы и присвоив им гриф «Секретно», горсовет повторно обратился в КрымЦИК. 15 декабря 1931 года Президиум КрымЦИКа ликвидировал «лютеранскую кирху в Севастополе».

Здание кирхи пострадало в период Великой Отечественной войны, и в 1949 году был разработан проект реконструкции здания.

По сведениям Энциклопедического справочника «Севастополь», здание перестроено под жилой дом и имеет современный адрес: улица Советская, 41.

Читайте также: Севастопольская караимская кенаса

Наталия ТЕРЕЩУК, историк-архивист