Семья как школа жертвенной любви

8 июля — День семьи, любви и верности

8 июля в России отмечается тёплый летний праздник — День семьи, любви и верности. Дата праздника выбрана не случайно. Именно 8 июля Православная Церковь чтит память святых покровителей брака — благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев. Святые Пётр и Феврония — образец жертвенного супружества, они пронесли любовь и верность друг другу через всю жизнь и умерли в один день и час. Можно ли сегодня строить семейные отношения, взирая на подвиг этих святых?

Святые покровители семьи

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

Благоверный князь Пётр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Пётр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всём предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Пётр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил её за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил её. Святой Пётр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре в городе Муроме начались смуты из-за борьбы бояр за власть, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с женой.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.

Скончались они в один день и час 25 июня (8 июля по н. ст.) 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые благоверные князья Пётр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.

Надоевшая карусель

История жизни святых Петра и Февронии — образец для подражания всем, кто хочет построить прочное здание брака. Но годится ли опыт этих святых для нас, жителей 21-го века? Не устарели ли рецепты семейного счастья древности?

Не устарели, потому что жертвенная любовь — она вне времени, она вечна, она продолжает соединять двоих и будет продолжать, пока стоит мир. Вопрос в другом — готовы ли мы к такой жертвенности?

Сегодня мы являемся свидетелями катастрофического обмеления семейных отношений, которые очень многие предпочитают поскорее разорвать, чтобы «попытать счастья» с другим или с другой. Отчего в наши дни такой вал разводов? По статистике, около половины официально зарегистрированных браков распадается.

Причин можно назвать множество. Однако, на мой взгляд, все они проистекают из одной: создаваемая семья рассматривается как одно из развлечений, где главная цель — удовольствие, получение только положительных эмоций. Такая вот «весёлая карусель».

Однако нельзя непрерывно кататься даже на самой развесёлой карусели — надоест. Так и с семьёй. Нельзя веселиться и упиваться любовью каждый день. Молодые супруги начинают уставать друг от друга и даже подумывать о разводе, когда объём позитива от совместной жизни уравнивается с объёмом негатива, который, безусловно, вваливается в их жизнь. Жить друг с другом надо учиться, не получается жить — уживаться. Но жить! Жизнь, тем более жизнь семейная, — это не бесконечный праздник. В ней много и скорбного, и неприятного, и даже противного.

Что же происходит, когда негатива в семейных отношениях становится намного больше скукоженного позитива? Два разочаровавшихся друг в друге эгоиста рвут сотканное вместе полотно отношений, грязное от взаимных претензий, и бросаются искать тех, кто вернёт в их жизнь праздник.

Любовь — не чувство, а действие

В жизни Петра и Февронии Муромских были и трудности, и скорби, и лишения. Но они не сломили святых князей, потому что в основу их брака была положена жертвенная любовь. Жертвенность — это готовность «наступить на горло своей песне», если эта песня раздражает твою вторую половинку. Жертвенность — это желание уступить, простить, промолчать, только бы не начинать конфликт, только бы не накалять отношения. Ради чего? Ради друг друга, ради детей, ради того, чтобы пройти по жизни рука об руку, помогая и заботясь о тех, кто тебе дорог.

Надо понимать, что настоящая любовь — это не чувство, которое будоражит кровь и возмущает душу. Настоящая любовь — это действие. Хочется повысить голос на жену, если она что-то, как тебе кажется, сделала не так? Сдержись, не повысь, принимай всё благодушно. Ты пришёл домой усталый, вымотанный, хочется полежать на диване, расслабиться. Но ведь и жена на своей работе отпахала смену. И вот, готовя на кухне ужин, она просит тебя помыть посуду или вынести мусор. Просится на язык грубое слово отказа с причиной — я ведь так устал! — нет, промолчу. Промолчу, пусть в кулак себя скручу, но пойду и сделаю то, о чем просит меня близкий человек.

Стерпеть обиду, не наорать, не ударить, не «послать», как бы ни хотелось, — а перетерпеть, остудить себя, перешагнуть через своё «Я», свою «Хочу», успокоить гнев, но любыми путями сохранить мир в семье, — всё это уроки жертвенной любви. Это очень большой труд, потому что сильна в нас гордость, сильно мнение о себе «как о лучшем», «достойном лучшего обращения». Однако и награда за этот труд высока. Смиряя себя ради мира, спокойствия, тишины в семье, мы приносим пользу, прежде всего, своей собственной душе, вытачивая из неё тот образ, который хочет видеть в нас Христос.

Поступая по совести, отсекая в зародыше колкие слова и обидные действия в отношении жены, детей, тёщи, мы сами становимся лучше, чище — то есть, в христианском понимании, — приближаемся к Богу. И Господь так устраивает жизнь нашу, что в ней становится всё меньше и меньше негатива, а позитива, напротив, прибавляется.

Любовь никогда не перестаёт…

Главная задача любой семьи, какой бы стаж она ни имела, как мне кажется, — это преумножение любви. Здесь — камень преткновения для многих, потому что слова «любовь, люблю» каждый понимает по-своему. Когда под словом «любовь» понимаются пылкость чувств, восторг сердца, сладостные переживания, то неудивительно, что супруги начинают испытывать дискомфорт совместного проживания, когда «море успокаивается» и чувства перестают «терзать душу».

Если же семейные отношения воспринимаются как совместный труд, то и любовь тут — намного более глубинное понятие. Супруги, за плечами которых 15, 20, 30 лет совместной жизни, былое «бурленье естества, разбуженное страстью», вспоминают с улыбкой. Когда так много вместе прожито, пережито, пройдено, главным остается как раз она — настоящая, истинная любовь, в основе которой лежит готовность чем-то пожертвовать ради близкого человека.

В крепкой семье ты готов(а) всё вытерпеть, простить, понять, поверить, не закипеть, отойти, уступить, взять вину на себя, покрыть немощи, перенести обиду, не повысить голос, унять раздражение, проявить милость, — только бы сохранить семью, только бы не сломать, не сокрушить, не взорвать выстраданное, выплаканное, вымоленное — священный храм законного брака.

Когда ты воспринимаешь супруга или супругу как самого близкого ближнего своего, которого вверил твоим попечениям Сам Бог, в полную силу вступает иная, высшая ЛЮБОВЬ. Та самая, о которой так поэтично сказал Апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание к Коринфянам, гл. 13, ст. 4-8).

Артемий СЛЁЗКИН