Рождество Христово: история и традиции

Рождество Христово — один из двенадцати великих праздников Православной Церкви, как его называют в нашей традиции — двунадесятый праздник.

В этот день мы отмечаем событие боговоплощения: Сам Бог, Спаситель мира, Иисус Христос воплотился, то есть стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. Христос — Бог и человек одновременно, Он соединили в Самом Себе две природы — Божественную и человеческую.

История праздника

История Рождества Христова описана в Священном Писании. Когда надлежало родиться Спасителю, земля Иудейская находилась под властью римлян. Римский император Октавиан Август приказал провести перепись своих подданных, причём каждый житель должен был записаться в том городе, откуда происходил родом.

Святое Семейство — Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник, Ее наречённый муж, жили в это время в небольшом галилейском городе Назарете. Иосиф был из рода царя Давида, поэтому они с Девой Марией отправились записываться в Вифлеем, город Давида, расположенный вблизи Иерусалима. При этом Пречистая Дева была беременна от Духа Святого — Третьего Лица Святой Троицы.

Поздно вечером Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем, но не нашли места в гостинице, так велико было стечение народа из-за переписи. Пришлось им разместиться в пещере за городом, куда в плохую погоду загоняли скот на ночлег. Здесь, в бедной пещерке на окраине Вифлеема, ночью, родился Спаситель мира.

Новорождённого Богомладенца Богородица спеленала и положила на сено, в ясли — кормушку для скота. О чуде Рождества первыми узнали пастухи, которые ночью охраняли неподалёку свои стада. Неожиданно предстал пред ними Ангел Господень с вестью: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 10-12).

Поклониться рождённому Христу пришли и волхвы (мудрецы). Они увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и, зная древние пророчества, поняли: явление этой звезды знаменует рождение Спасителя мира. Они принесли Богомладенцу дары: золото — знак царской власти, ладан — знак священства и смирну (пряное благовоние) — знак того, что Христу предстоит, как человеку, умереть, так как смирной умащивали тела усопших.

Символы Рождества: ель и не только…

Основным символом Рождества является, конечно, Рождественская ель. Согласно народному сказанию, когда Христос родился, деревья понесли ему свои подарки: яблоня — яблоки, вишня — вишни. Только ель не приближалась и плакала тихо, боясь уколоть Младенца. Но Он пожалел её и украсил игрушками и сладостями, оттого и сегодня ель украшают к Рождественскому празднику.

В Россию традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

В России украшать ель на Рождество начали при императоре Петре I. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Пётр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев».

Однако ель сначала никак не приживалась: ещё в 30-е годы XIX века её устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская ель вошла в дома всех слоёв населения.

Однако в 1916 году, в разгар Первой мировой войны, Священный Синод (высший церковный орган Российской империи) усмотрел в «еловой» традиции влияние немцев и запретил её, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого». Только в 1935 году ель «реабилитировали», и ни один Новый год без неё уже не обходился.

Символами Рождества также остаются священные дары волхвов — золото, ладан и смирна. Ещё один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Изображение этой звезды в домах крепят на верхушку Рождественской ели.

Ангел и колокольчики напоминают нам радостную весть о Рождении Христа, которую принёс пастухам небесный посланник. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции Рождества

В нашей стране Рождество Христово приходится на череду новогодних праздников. Пожалуй, для большинства россиян главным является всё же Новый год, а Рождество отмечается, так сказать, по «остаточному принципу», по традиции. Однако для православных верующих Новый год — праздник второстепенный, тем более приходящийся на пост, который длится с 28 ноября по 6 января, — в то время как Рождество занимает главенствующее место.

В декабре украшают городские улицы, в людных местах ставят ёлки, устраивают рождественские базары, нередки и благотворительные ярмарки, ведь праздники, подобные Рождеству, — прекрасный повод помочь нуждающимся, больным, страждущим. Ёлки ставятся также во многих храмах, например, в Покровском соборе Севастополя на площадке перед иконостасом (солее) наряжают игрушками и гирляндами сразу две ёлки.

Обязательно зайдите на Рождество или в дни Святок в любой православный храм нашего города — вы увидите вертеп. Вертеп делается в виде пещерки из еловых веток, внутри которых помещается икона Рождества Христова, а нередко — фигурки Богомладенца Христа, Девы Марии, Иосифа, Ангела, пастухов, волхвов. Очень красивый вертеп, создающий непередаваемую атмосферу праздника, устраивается в Покровском соборе на Большой Морской.

Вертепом также называют особое рождественское представление, которое разыгрывается с помощью кукол в специальном вертепном ящике, а может быть и спектаклем с участием актёров. Так, почти все воскресные школы севастопольских храмов готовят к празднику своё представление, свой вертеп, сюжетами которого являются события Рождества, а также бегство Святого Семейства в Египет, избиение младенцев Иродом и др.

Эти вертепы дети будут показывать в день Рождества на своих приходах, но бывают и гастроли, когда воспитанники воскресных школ приезжают со своим спектаклем в детский дом, приют, дом инвалидов, больницу. Эта давняя традиция Севастопольского благочиния: дети несут радость Рождества тем, кто по той или иной причине этой радостью обделён.

В рождественские дни существовал обычай ходить по домам, прославляя радостными песнопениями пришествие в мир Спасителя. Такие песнопения назывались колядками, а сами певцы — славильщиками. Особенно неутомимыми славильщиками бывали дети. Впереди шествия самый бойкий мальчик нёс на шесте Рождественскую звезду. В каждом доме юных певцов ожидали щедрые дары, и вскоре они набирали полный мешок подарков.

Славильщиков можно увидеть и послушать и во дворах церквей. 7 января, утром, после праздничного богослужения, прихожане нашего города, выходя из храмов, всегда встречают детей-славильщиков. Если соберётесь в день праздника в храм, обязательно возьмите с собой конфеты и другие сладости — они будут наградой ребятам за славящие Христа песни.

Период с 7 января до Крещенского сочельника (18 января) называется Святки. Это дни особой радости, которой верующие люди стремятся поделиться друг с другом. В это время принято ходить в гости, творить дела милосердия.

Празднование Рождества в Севастополе

Традиционно в крупных храмах Севастополя в ночь с 6 на 7 января служится Божественная литургия — главное православное богослужение. Начинается она обычно в 23:00. В каких именно храмах будет ночное богослужение, можно узнать на официальном сайте Севастопольского благочиния: hersones.org.

Однако во многих храмах города праздничная Литургия будет совершаться утром 7 января, в 7:00 или 8:00. В 11:30 от Покровского собора начнётся традиционный рождественский крестный ход, в котором примут участие духовенство Севастопольского благочиния и многочисленные верующие. Крестный ход пойдёт по улице Большой Морской через площадь Лазарева на площадь Нахимова, где будет совершён праздничный молебен — короткое богослужение. Приглашаем принять участие в добром деле! С праздником!

Артемий СЛЁЗКИН