Об экономной экономике, или Зачем нам ЕИРЦ?

«Нет ничего важнее работы с людьми. Если человек приходит на государственную службу, он приходит для того, чтобы служить государству. А что такое государство? — Это люди, прежде всего».

Владимир Путин в интервью телеканалу «Россия 1»

На совещании с членами Кабинета министров 31 марта 2021 года Владимир Путин ясно дал понять, что  «от руководителей всех уровней требуется очень ответственное отношение к бюджетному процессу». Каждому мало-мальски грамотному человеку понятно, что речь идёт об эффективном расходовании бюджетных средств. Особенно это требование актуально для регионов с высокодотационным бюджетом. Севастополь является именно таковым.

Ещё есть Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г № 117-р, которым утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах. В ней даны чёткие рекомендации: «органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утверждённой настоящим распоряжением, при формировании документов, определяющих направления повышения эффективности бюджетных расходов».

Вот уже несколько лет многие граждане Севастополя задаются вопросом: а зачем нам посредник между потребителями услуг и ресурсоснабжающими организациями в лице ГУПС «ЕИРЦ»?

 А «банкет» — за чей счёт?

 На официальном сайте Единого информационно-расчётного центра находим цели его создания: улучшение качества обслуживания населения; обеспечение прозрачности расчётов за коммунальные ресурсы; формирование единого платёжного документа по Севастополю.

По поводу качества — вопрос спорный. В Интернете на сервисе «Яндекс.Карты» можно найти отзывы граждан о работе ЕИРЦ. В большинстве своём — негативные. Средний балл 258 оценок качества работы организации по пятибалльной системе — 1,5.

Декларируемая прозрачность расчётов за коммунальные ресурсы — также под большим вопросом.

К примеру, гражданам очень бы хотелось знать, из чего складывается тариф на ту или иную услугу. Но на сайте ЕИРЦ такой информации не находим.

А ведь людям важно знать составляющие тарифа, дабы убедиться, оказывает ли поставщик весь комплекс услуг или среди них есть оплаченные, но не оказанные.

Вот кто знает, какие услуги входят в тариф управляющей компании, с какой периодичностью они должны оказываться? Только особо дотошные люди нароют на просторах Интернета нужную информацию. Но мало найти, нужно ещё в ней разобраться, а это не всем под силу.

Читайте также: Расходимся по одному. Если что — мы геологи…

Что касается единого платёжного документа, то и здесь цель не достигнута. Договоры на начисление и организацию сбора платежей заключены лишь с управляющими компаниями (со всеми ли?), Севтеплоэнерго. Ни городской водоканал, ни Севэнергосбыт, ни Севастопольгаз договоры с ЕИРЦ не заключили, предпочтя прямые отношения с потребителями услуг.

Вполне себе разумное решение, с какой стороны ни посмотри. Ресурсоснабжающие организации не платят ЕИРЦ за посреднические услуги и на сто процентов уверены, что платежи поступают на их счета без задержки. Потребители услуг также в выигрыше.

Во-первых, удобно все спорные вопросы решать непосредственно с поставщиками услуг. У каждой такой организации есть сайт, где представлена вся необходимая информация и контактные телефоны, по которым всегда доброжелательно отзовутся и дадут компетентный исчерпывающий ответ.

Во-вторых, все же понимают, что по законам экономики посреднические услуги (пусть даже косвенно) попадают в тариф. Так что, по сути, содержит ЕИРЦ население города.

По данным сайта rusprofile.ru, ГУПС «ЕИРЦ» с момента создания являлось поставщиком в 25 государственных контрактах на сумму 168 240 814 руб. и выступало заказчиком в 98 государственных контрактах на сумму 73 322 917 руб. Уставный капитал составляет 16 683 549 рублей.

Напомним, что создано ГУПС «ЕИРЦ» Постановлением Правительства Севастополя от 28 ноября 2014 года № 517. В соответствии с документом ЕИРЦ находится в ведомственном подчинении Департаменту городского хозяйства Правительства Севастополя.

Функции определены незатейливые: обслуживание жилищно-коммунальных платежей предприятий жилищно-коммунального хозяйства; расчёт сумм, предъявленных к оплате потребителям за содержание и ремонт жилого помещения, предоставление коммунальных услуг; формирование и доставка платёжных документов потребителям. Как показала практика, со всем этим поставщики услуг справляются самостоятельно и успешно.

Возможно, таким образом в городе частично решён вопрос безработицы при трудоустройстве на доходные места «голодающих детей Поволжья»?

Во всех районах города открыто 12 отделений ЕИРЦ. А это и аренда помещений, и зарплата работникам, и оборудование, его техническое обслуживание — и много других сопутствующих затрат. Надо полагать, они отнюдь не малые.

 Можно ли отказаться от услуг ЕИРЦ

 На сайте данной организации — информация, дублирующая ту, что есть на сайтах ресурсоснабжающих организаций, и, как положено, перечень нормативных документов. Но в этом перечне не указан Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Законом «устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг».

Для заключения прямых договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Всё! После чего ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Закон также устанавливается, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

У кого беру — тому и плачу. Простая формула, не так ли? Но какой объём денежных средств выводится из оборота посреднической организации! Представить трудно…

Мало того, можно ведь при таком раскладе и тарифы пересмотреть в сторону уменьшения. Или направить высвобожденные финансы, к примеру, на реализацию проекта «Социальное казначейство», который, по мнению премьер-министра РФ Михаила Мишустина, «без преувеличения затрагивает каждого гражданина». При рачительном, хозяйском подходе многое можно сделать на пользу людям. Было бы желание.

«Граждане ждут именно ускоренного, динамичного развития территорий, на которых они живут… Нужны не бумажные отчёты, а реальное состояние общества и реальные результаты для людей… В то, что мы с вами делаем, нужно вкладывать не только средства, время и силы, но и душу, работать не для галочки, не для отчёта, а для людей и во имя людей. И каждый наш проект, инициатива должна отвечать их запросам, потребностям, интересам наших граждан. А для этого нам нужно вести уважительный разговор с гражданами, слушать их предложения и критические замечания, получать так называемую обратную связь…Наша задача, чтобы российские семьи чувствовали зримые, позитивные перемены в своей жизни».

Владимир Путин на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля 2021 года в Кремле

Татьяна САНДУЛОВА