«Люди идут направо налево вперед»: выставка театральных эскизов в галерее «Коносьеръ»

«Если собрать её работы в одну выставку, мы увидим воплощённый в костюме вселенский взрыв образности, в котором мода и сценическое искусство …

17 ноября выставочное пространство галереи «Коносьеръ» заполнилось удивительными вещами, а точнее, эскизами к театральным костюмам, придуманным к нескольким десяткам спектаклей! Автор эскизов — Фагиля Сельская.

Название экспозиции — «Люди идут направо налево вперед». Почему именно такое? Да просто люди на рисунках художника всё время куда-то идут, но главное, человек не должен идти назад — так считает Фагиля Самигулловна.

Эту выставку можно назвать уникальной — никогда ранее у любителей театра и ценителей искусства в нашем городе не было возможности в таком большом объёме познакомиться не только с эскизами, но и с некоторыми секретами создания театральных костюмов. Чтобы понять ценность всего представленного, погрузимся ненадолго в моменты творческой биографии автора работ.

Фагиля Сельская окончила Фрунзенское художественное училище (Киргизия) и Московский полиграфический институт по специальности «Художник-график книги». Работала в театрах Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ярославля, Красноярска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Пекина, Сеула, Сиэтла, Тель-Авива, но не видит каких-то глобальных отличий в работе за границей, Москве и провинциальных городах:

«Если собирается команда людей, которые понимают, что они делают, и готовы сочинять вместе, то это самое главное, и неважно, где это происходит. Потому что есть совсем малюсенькие театры и есть театры очень большие, но если появляется какая-то чудесная идея и чудесные актёры, то и там, и там получится. А если чего-то не складывается, то абсолютно неважно, где».

За плечами художника — творческий труд над спектаклями «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, «Живой труп» Л. Толстого, «Дачники» М. Горького, «Приглашение на казнь» по В. Набокову, «Ну и ну» О. Никифоровой, «Театр» М. Фрейна, «Происшествие, которого никто не заметил» А. Володина, «Бъдын» Н. Скороход, «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга в Омском театре драмы; «Метафизика двуглавого телёнка» С. Виткевича, «Академия смеха» К. Митани, «Кентервиль» по О. Уайльду в Театре Сатиры на Васильевском, «Бесприданник» Л. Разумовской в театре «Красный факел», «Золотой ключик» по А. Толстому в Новосибирском театре «Глобус», «Болеро» П. Когоута в театре п/р О. Табакова, «Синхрон» Т. Хюрлимана, «Кровать на троих» М. Павича в театре им. Ленсовета, «Борис Годунов» А. Пушкина в Русском театре драмы Бишкека, «Живи и помни» по В. Распутину в МХТ им. А. П. Чехова, «Без названия» А. Чехова, «Дом Бернарды Альбы» Ф. Гарсиа Лорки в Ярославском театре им. Ф. Волкова, «Жак и его господин» М. Кундеры в Екатеринбургском ТЮЗе, «Варвары» М. Горького, «Доктор Живаго» по Б. Пастернаку, «Чайка» А. Чехова, «Божьи коровки возвращаются на землю» В. Сигарева, «Дульсинея Тобосская» А. Володина, «МИгрировала СОЛЬ на СИцилию РЕгистрировать ФАмилию» Т. Стоппарда в Пермском «Театре-Театре».

Фагиля Сельская — соавтор нескольких постановок режиссёра Олега Рыбкина. Среди них — «XII ночь, или Как вам будет угодно» У. Шекспира, «Бог резни» Я. Реза, «Покровские ворота» Л. Зорина, «Опасные связи» К. Хэмптона, «Мы, герои» Ж.-Л. Лагарса.

За работу над спектаклем «Мы, герои» Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Фагиля Сельская получила премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в драматическом театре». Это история еврейской труппы в Чехии, которая погибает в огне войны, спектакль-притча про боль, любовь, жизнь и смерть.

На сцене театра имени А. В. Луначарского севастопольцы могли видеть её уникальные костюмы в спектаклях «Пиковая дама. Картины», «Дядюшкин сон», «Охота жениться», на сцене Севастопольского ТЮЗа — в спектакле В. Сенина «Ночь перед Рождеством».

Отрадно, что все, кто работал с Фагилей Самигулловной, остаются под большим впечатлением от общения с ней как с художником и просто человеком.

Режиссёр Владимир Петров: «Фагиля Сельская — источник света. Радостного, несмотря на многообразные проблемы восприятия жизни. Она — как костёр в зимнем лесу, около которого отогреваются продрогшие люди, и на их лицах оттаивают улыбки».

Режиссёр Роман Мархолиа: «Фагиля — редкий художник. Она отчаянно талантлива. В её красках и глубина, и боль, и парадокс. Театр она чувствует своей кровью. Она работает на износ, её талант не скудеет, взгляд острый, рука твёрдая и смелая. Она знает, что есть главное в жизни. И это завораживает, пленяет».

Режиссёр Григорий Лифанов: «Большое счастье работать с этим художником, потому что это не профессия, а состояние души. Этот человек, как ребёнок, удивляется всему происходящему и своим удивлением и любовью заражает других. Человек любит свою работу, любит актёров, поэтому каждый костюм даёт такую информацию, которая обогащает актёра изнутри! Она большой помощник режиссёра. Фагиля Сельская — это находка для театра, для искусства, для культуры».

У Фагили Самигулловны была возможность открыть свою выставку сначала в Москве или в Санкт-Петербурге, но она выбрала Севастополь, потому что считает наш город чрезвычайно тёплым и уникальным по своей энергетике, а пространство самой галереи «Коносьеръ» (владелец Мария Юсупова) — на удивление своим, домашним, где нет места страху, который «запирает любые двери»!

Эту мысль она особенно хотела донести до первых посетителей своей выставки. Впрочем, не только эту, потому что перед теми, кто оказался в день открытия в галерее и не был ранее знаком с художником, открылся тонкий и глубокий человек, дарящий тепло, свет, мудрость и любовь всем почитателям своего таланта.

Глядя на представленные работы, мы понимаем, что эскиз — это театральная фантазия, костюм играет на актёре и вместе с ним создаёт персонаж, а чтобы персонаж был живым, важна и живопись, и энергия фактур, и энергия тканей.

Несколько вопросов автору:

— Что самое трудное в создании образов?

— Фантазии и мастерства требуют все образы. Мало сочинить, придумать силуэты, нарисовать эскизы — костюмы надо смоделировать, сконструировать и выполнить.

— Какими костюмы должны быть, на ваш взгляд?

— Во-первых, комфортными, функциональными, чтобы легко было двигаться, быстро снимать и надевать. Потому что перед актёрами ставятся сложные пластические задачи. И конечно, яркими, необычными, как венецианский карнавал.

… и, делясь нюансами своей профессии, добавляет:

— Художник по костюмам связан с цехами накрепко, и если цеха не смогут воплотить его эскиз, это очень печальная история! К каждому костюму прикладывается рисунок, техническое описание, надо выбрать ткани, а потом начинается ужас-ужас — этап авторского надзора за исполнением костюмов…

И последний вопрос:

— Вы полагаете, «всё это будет носиться»?

— «Я полагаю, что всё это следует шить», — потому что в людях неистребима вера в чудо, тяга к красоте, добру и справедливости.

Выставка театрального художника Фагили Сельской в галерее «Коносьеръ» (набережная Адмирала Перелешина, 1) будет работать до 30 ноября.

Читайте также: Традиционный Севастопольский пленэр: яркость, оригинальность, насыщенность

Ольга МАЛЬЦЕВА

Фото автора