«Купила мама Лёше отличные галоши. Галоши настоящие, красивые, блестящие…»

А что делать, если обувь не подошла?

С нашей новой погодой тематика детской песни скоро станет опять актуальной, и она может стать современным шлягером! Шутка! Почти… Но, как говорил друг Жени Лукашина, — сейчас не об этом!

Нынче обувь — вещь дорогая. (А, с другой стороны, что сейчас не дорого.) И обувь для нас — это не просто «практично и удобно», но и маркер нашего социального статуса, чего греха таить.

А что? Ещё Фёдор Михайлович лёгким мазком в «Преступлении и наказании», вложенным в устремлённый взгляд Порфирия Петровича на ботинки Сонечки Мармеладовой, дал нам понять, что именно с обуви можно начинать представлять человека. (Чехова пока опускаем.)

Я думаю, вы уже прониклись экскурсом в литературу и кино. Поэтому плавно перейдём к самой покупке и к тому, на что обязательно стоит обратить внимание.

Покупая обувь, ищем ярлыки с указанием наименования, артикула, цены, размера. Если обувь иностранного происхождения — на русском языке.

Важно: непосредственно перед продажей обуви в присутствии покупателя продавец проверяет качество товара (путём внешнего осмотра и согласно требованиям сертификата соответствия). Только после такой проверки покупатель оплачивает свою покупку.

В случае, если кассовый чек не содержит наименования товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передаётся товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Далее есть два развития сюжета.

Первый: Если обувь не подошла

Покупатель вправе обменять купленную обувь надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если она не подошла по размеру, расцветке, фасону. Данное право сохраняется за покупателем в течение 14 дней, не считая дня покупки.

Помним: данное положение действует только при условии, что обувь не была в употреблении, сохранены её товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек.

Однако отсутствие товарного или кассового чека не лишает потребителя возможности обратиться к продавцу и сослаться на свидетельские показания.

Если нужный товар отсутствует в продаже на день обращения, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вернуть уплаченную за товар сумму. Продавец обязан удовлетворить требования покупателя в течение трёх дней с дня возврата обуви.

Второй: Если обувь оказалась ненадлежащего качества

При продаже продавец обязан предоставить вам информацию о гарантийном сроке на обувь, в течение которого он принимает на себя обязательство в отношении недостатков товара.

Помним: гарантийные сроки носки для повседневной обуви составляют 60–80 дней; на модельную — 40–45 дней; на резиновую — 90 дней. Если проводится сезонная распродажа обуви, то на такую обувь тоже распространяется гарантия, причём гарантийные сроки считаются не с момента покупки, а со дня наступления соответствующего сезона носки. И кстати: каждый регион определяет время начала и окончания сезона в зависимости от специфики климатических условий.

И вот, к сожалению, недостаток выявлен, и, в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителя», вы имеете право поменять обувь, незамедлительно устранить недостатки данной обуви, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Делаем это, как всегда, через претензию, которую отсылаем по почте на юридический адрес продавца (ИП или ООО). Продавец может вообще ничего не ответить. Тогда обращаемся с иском в суд (помним — госпошлину не платим) и уже в суде ходатайствуем об экспертизе обуви. В общем, всё как всегда.

И всё-таки я надеюсь, что немногие воспользуются моими советами — качество обуви и обслуживания будет на высоте.

Читайте также: Мы строили, строили и наконец построили!

Артур БАДАЛОВ, юрист консультационного пункта по информированию граждан по вопросам защиты прав потребителей филиала ГБУ ЦГиЭ в г. Севастополе