«Культура сегодня — главный драйвер перемен. Для Севастополя — на сто процентов»

Беседа с директором Департамента культуры Севастополя Ириной Романец

Когда в руководстве Севастополя появляются новые специалисты, любознательные горожане дружно начинают изучать их жизненный путь, что вполне понятно и объяснимо при трепетной любви к родному городу: хочется понять, в каком направлении станет развиваться та или иная отрасль жизнедеятельности.

Яркая биография директора Департамента культуры города Севастополя, кандидата психологических наук Ирины Романец привлекла внимание несколькими моментами. Прежде всего следует отметить, что у Ирины Васильевны профильное образование — Челябинский государственный институт культуры, оконченный с отличием. И следующий факт: с октября 2008 года по январь 2019-го она занимала должность заместителя главы города Сочи. В 2014 году там проходила зимняя Олимпиада, подготовка к которой велась несколько лет. Именно олимпийский проект дал мощный импульс для превращения Сочи в южную культурную столицу: здесь происходят грандиозные события всемирного масштаба.

Разумеется, как подготовка к Олимпиаде, так и проведение в её рамках мероприятий не могли обойтись без участия городских властей. Вспомним только церемонии открытия и закрытия Олимпиады, где было продемонстрировано высочайшее искусство организации театрализованных представлений. Надо сказать, что драматургия, режиссура массовых праздников — одна из сложнейших форм искусства, где при постановке задействуются множество специалистов разного профиля. В сочинской Олимпиаде — более 12 тысяч человек. И на выходе зрители получили великолепное зрелище — стильное, красивое, современное и познавательное, а все, кто был причастен к его организации и проведению, — ещё и бесценный опыт.

И, наверное, вовсе не случайно Ирина Романец стала победителем проекта «Имена-2015», определившего рейтинг руководителей города Сочи. В одном из интервью, посвящённом этому событию, она высказала важную мысль: «Убеждена, что развитие культуры — одно из самых важных направлений развития социума. Если не будет развиваться культура, не будет развиваться ничего, никакая сфера человеческой деятельности. Культура — основная доминанта здорового развития общества».

Почти год (с марта 2021 года) Ирина Романец возглавляет Департамент культуры Севастополя. Разумеется, мнение профессионала высокого уровня о культурном потенциале нашего города вызывает интерес. С этого вопроса и началась наша беседа с Ириной Васильевной.

— Севастополь для меня всегда был особенным, необычным городом. Скажу больше — это город моей детской мечты. Дважды я была в «Артеке», и оба раза нас, артековцев, возили в Севастополь, показывали все его достопримечательности. Особенно впечатляли Панорама и Диорама. Обязательно все фотографировались на фоне памятника Затопленным кораблям.

И сейчас, спустя годы, отмечаю уникальность Севастополя — в его истории, тех исторических событиях, в которых довелось принимать участие севастопольцам.

Безусловно, уникальна и его культура. Она изначально зарождалась на стыке морских традиций российского флота и становления, развития самого города с его гражданским населением, поэтому имеет свои фундаментные основы, доминанты. Сам факт, что первым культурным учреждением в городе стала Морская библиотека, говорит о многом. Она была организована по уникальному принципу, когда морские офицеры создавали и содержали её на свои средства. Причём библиотека пополнялась книжными шедеврами.

Культура Севастополя, которая формировалась таким образом, имеет особое значение для создания всего облика города — здесь она далека от культуры потребительского общества. В Севастополе заложены принципиально другие основы её развития. Поэтому всё, что имеет отношение к культурной жизни города-героя, — со знаком особенности.

Возьмём, к примеру, постреволюционное время. У руля культуры Севастополя стоял лично Леонид Собинов. Ему мы обязаны созданием труппы драматического театра, консерватории, филармонического сообщества и других знаковых культурных комплексов.

В целом с момента своего основания Севастополь всегда имел особый статус. Изначально, с 1787 года, он был причислен к военно-морским портам общегосударственного значения и подчинён непосредственно Санкт-Петербургу. В советское время относился к категории городов республиканского подчинения. И сегодня на всём пространстве Российской Федерации всего три города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Безусловно, это тоже накладывает отпечаток на культурный облик города. Я сразу увидела, что в палитре инфраструктуры — знаковые учреждения культуры. Здесь хорошее развитие театрального искусства. Театр имени Луначарского, на мой взгляд, — лучший на территории Крыма. У нас есть уникальный ТЮЗ, который получил развитие по экспоненте. У нас единственный в России академический театр танца имени Вадима Елизарова, также возникший не на пустом месте.

— Действительно, в нашем городе танцевальная культура весьма развита…

— Возможно, ни в каком другом месте театр танца не смог бы получить такое развитие. Стоит только посмотреть, сколько здесь хореографических коллективов и какой у них уровень. У нас прекрасные коллективы, начиная с детских. Посмотрите, какое у них исполнительское мастерство, культура хореографии! Можно смело сказать, что Севастополь — танцующий город.

— Ирина Васильевна, вы упомянули Леонида Собинова, внёсшего немалый вклад в культуру Севастополя. Но, говоря о хореографии, трудно не упомянуть нашу гордость — ансамбль песни и пляски Черноморского флота, история которого корнями уходит в первые годы прошлого столетия. У его истоков стоит великий русский певец Фёдор Шаляпин. Влияние творчества этого коллектива на танцевальную и песенную культуру нашего города также имеет место быть.

— Это лишний раз подчёркивает, что у города два крыла: одно из них — гражданская администрация, другое — военный флот. И эта взаимосвязь во всём, начиная с архитектуры белокаменного города и заканчивая культурными традициями. Всё сплетено в единое целое. Потому и люди в Севастополе особенные. К слову, работая в Ялте, отметила, что Крымский симфонический оркестр под управлением Александра Долинского очень любит выступать в Севастополе, потому что публика здесь высокообразованная, разбирается в классической музыке, любит её и понимает.

Уверена, что решение о строительстве именно здесь культурного кластера для всего Юга России — совершенно правильное. Разнополярная локация четырёх мощных кластеров по всей стране означает создание центров культуры для всех 85 субъектов федерации. Один объект расположится на Дальнем Востоке, на острове Русский, — геополитически понятно. Другая полярная точка — Калининград. Абсолютно ясно, почему в этой конструкции Кемерово, — это промышленный регион, в который нужно вдохнуть второе дыхание за счёт развития культурного кластера.

Сегодня идёт преобразование общества в целом, когда осуществляется переход от общества потребления к обществу истинных ценностей. В этой парадигме идёт и переформатирование экономики.

— И создание глобальных культурных проектов как нельзя лучше укладывается в государственную политику. В этой связи уместно вспомнить слова нашего президента на встрече с молодыми деятелями культуры. Истинными ценностями российской культуры он назвал гуманизм, нравственность и справедливость. Пожалуй, и в обществе всё больше ощущается потребность вернуться к своим духовным основам…

— Конечно. У людей возникают принципиально новые запросы, понимание, как выстраивать качество собственной жизни, опираясь на представленные отечественной культурой возможности.

И, возвращаясь к конструкции кластеров, осознаёшь, что уже идёт переформатирование культурного пространства, и город Севастополь становится в этом плане позицией номер один для Юга России. Например, одной из точек притяжения уже стал фестиваль «Опера в Херсонесе», где формируется аудитория для потребления определённого культурного контента.

— Понятно, что все проекты будут встраиваться в культуру нашего города. Сохранится ли при этом её своеобразие?

— Обязательно. Более того, надо не просто сохранять, но и развивать патриотическое направление — одно из основных составляющих культурного пространства Севастополя. Патриотизм — тот стержень, вокруг которого многие годы формировалась культура города-героя. Если рассматривать культурный пласт Севастополя, то это такая историческая доминанта в сознании каждого севастопольца. Не случайно же говорят, что севастополец — это русский-русский.

И действительно, люди здесь по своей сути очень преданы России, они глубоко патриотичны на генном уровне. Именно это принесло нашему городу статус патриотической столицы. По всем показателям выходит, что самые главные праздники для севастопольцев — День Победы, День России, День города и День ВМФ. И это яркое подтверждение тому, что патриотизм лежит в основе севастопольской культуры — иначе и помыслить нельзя.

На этом же фундаменте формируется остальная культурная пластика, то есть то, что привносит новое в развитие, разнообразит формы работы в этом направлении.

— Вы уже глубоко вникли в проблематику культуры нашего города. Что, на ваш взгляд, в этой сфере требует к себе повышенного внимания?

— Самые главные задачи — сохранить те традиции, о которых мы говорили, и развить новые направления, в первую очередь, связанные с развитием культурного кластера. И здесь нам обязательно надо формировать городское пространство во взаимосвязи, в партнёрстве со всеми участниками данного процесса.

В частности, строится театр оперы и балета. Понятно, что я как администратор сегодня озабочена формированием зрительской аудитории, потому что всё, что здесь возводится, это, прежде всего, — для горожан.

— Отсюда родился и цикл лекций-концертов «Оперные вечера» в театре Луначарского?

— Именно так, это наш совместный проект. Повторюсь, что формирование зрительских аудиторий под разные направления — одна из наших важнейших задач. Поэтому подобного рода проекты будут и дальше создаваться. Есть определённые показатели динамики развития театрального, музыкального зрителя.

Севастополь — небольшой город, а здесь четыре театра. И билеты нарасхват. Это говорит о том, что, по сложившейся традиции, публика здесь в большинстве своём — театральная и, как уже было сказано, понимающая искусство хореографии. Опера — это сложный жанр, требующий музыкально образованного зрителя. Этим, конечно, нужно заниматься.

Поэтому подчеркну: у нас два основных вектора развития. Первый — патриотический, второй — продвижение культурных проектов. Один из таковых — создание художественной галереи. Представьте себе, на 15 тысячах квадратных метров разместятся произведения художников, скульпторов, прикладного искусства!

— Говоря о формировании зрительских аудиторий, думается, что первостепенное внимание надо уделять в этой связи молодому поколению. Известно, что на разных руководящих должностях вы достаточно много времени уделяли молодёжной политике. Как, на ваш взгляд, молодёжь подтянуть не только к высокому искусству, но и заложить в молодых людях стремление к постижению культурных ценностей в самом широком смысле?

— У нас особая ставка на молодёжь. Сейчас происходит резкое переформатирование деятельности наших учреждений — библиотек, клубов, домов культуры. Сегодня формы работы выстраиваются на иммерсивности, что означает создание условий для более глубокого восприятия культурного продукта путём погружения в сформированную творческую среду, а также на коллаборации — тесном сотрудничестве участников реализации того или иного проекта, стремящихся добиться взаимовыгодных результатов.

К примеру, сегодня стандарт модели библиотек — это не просто новая организация пространства, куда приятно приходить, это новые, активные форматы работы. Нужно так сказать о классике, чтобы заинтересовать детей, подростков, молодых людей. И такие формы у нас стали появляться. Недавно в библиотеке имени Толстого презентовали проект «Достоевский vs Гоголь». Действо проходило в книгохранилище, чуть ли не ночью. И это было потрясающе! И форма подачи, и атмосфера.

На каждом совещании мы призываем: «Ищите новые формы, привлекайте людей». Однако, чтобы был взрыв по экспоненте, нужно каждому работнику культуры в первую очередь переформатировать себя. Мы стоим здесь в авангарде культуры региона и должны быть пассионариями, «гореть» новыми идеями, передавать свою энергию партнёрам. Без коллаборации далеко не уйдём. Необходимо входить в партнёрство с НКО, СОНКО, бизнесом. Любое учреждение должно стать точкой притяжения. У нас не так много работников культуры, но каждый из них должен стать «золотником».

— Как в русской поговорке — «Мал золотник, да дорог»…

— Да. И мы сейчас работаем над тем, чтобы сделать масштабной нашу работу. 20 января закончился приём проектов в Фонд культурных инициатив. Если в 2021 году от Севастополя было подано шесть или восемь проектов, то в этом году только от Департамента культуры в фонд поступило 167 проектов. И это серьёзный шаг вперёд. У каждого учреждения культуры есть свой проектный офис.

Кроме того, хотим развивать собственные фестивали. Одним из брендовых станет Международный фестиваль профессиональных театров танца «АРТ-БУХТА». В этом году будем проводить первый фестиваль уличных театров в рамках фестиваля «Сказочное королевство». Эти два фестиваля также намерены мощно развивать. В планах — развитие губернаторского проекта «Летний Севастополь». В парках и скверах выбрано десять площадок для проведения в выходные дни интерактивных программ, чтобы и жители, и гости города были не только зрителями, но и участниками действия.

Культура сегодня — главный драйвер перемен. Для нашего Севастополя — на сто процентов. Мы должны создать пространство людям для саморазвития, самовыражения, помочь им сделать их жизнь самодостаточной и беспрерывно творческой, преодолеть социальное одиночество, наладить коммуникации. У нас для этого есть все возможности.

В прошлом году наши общественные организации заработали по дополнительным грантам 35 миллионов рублей. Причём большая часть проектов создана молодёжью, которая объединяется в команды, получая возможность полной творческой реализации, определённые навыки и знания, при этом формируя определённую культурную среду. Конечно же, будем поддерживать молодёжные инициативы, помогать молодым творцам, работать с ними. Ведь в конечном итоге от этого выиграет всё общество.

— Спасибо за беседу. Есть надежда, что в культурном пространстве нашего города в ближайшее время произойдут глобальные позитивные сдвиги и вопреки устаревшим догмам базисом общества станет именно культура.

Татьяна САНДУЛОВА

Фото: Ольга Мальцева