Крещение Господне, Богоявление: история праздника и традиции

19 января православные христиане всего мира отмечают праздник Крещения Господня, или Богоявления.

Оба названия праздника равноценны, так как связаны с одним и тем же евангельским событием: пророк Иоанн Предтеча крестил в водах реки Иордана Господа Иисуса Христа. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника.

Событие праздника

Пророк Иоанн Предтеча после многих лет жизни в пустыне по внушению Божию пришёл на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он начал призывать иудеев к покаянию и крещению во оставление грехов. Окунаясь в воду телесно, люди исповедовали свои грехи перед Богом, символически смывая их со своей души водой священной реки.

Само слово «крещение» — это перевод греческого слова baptisma (баптизма). Оно означает «погружение, омовение, обливание, окропление». Но основное его значение объясняется словом «погружение». В славянском языке слово «крещати» означает «мыть, омывать, погружать». Итак, крещение — это погружение.

Крещение Иоанново не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Иудеи верили пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. В один из дней, когда множество иудеев теснились возле Иоанна, к берегам реки пришёл Сам Иисус Христос, Которому на тот момент было тридцать лет. Иисус попросил Иоанна и Его крестить. Пророк, которому Богом было открыто, Кто стоит перед ним, стал возражать: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На это Спаситель ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). После этого Иоанн допускает Его. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 21-22).

Праздник Крещения также называют Богоявлением, потому что в момент крещения людям явилась Святая Троица, причём в доступных пониманию образах: голос исходил от Бога Отца, Бог Сын Иисус Христос крестился в водах Иордана, Бог Дух Святой нисходил на Христа в виде голубя.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из двенадцати величайших христианских праздников, как его называют в православной традиции — двунадесятый. Двунадесятыми называются праздники, которые тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвящённые Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвящённые Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Духовный смысл события Крещения

Иудеи крестились в Иордане с покаянием, то есть исповеданием своих грехов, и прощение символически выражалось в омовении, смывании этих грехов водами реки, столь значимой в жизни иудейского народа.

Безгрешный Христос не нуждался в покаянии, однако Он вошёл в воды Иордана, чтобы взять на Себя все последствия грехов человека, такие, как страдания и смерть. Кроме того, Своим погружением Христос освятил «вод естество», то есть сделал воду, тварную стихию, освящённой, преображённой. Освящение воды стало началом будущего преображения всего творения и главное — человека. Кроме того, Крещение Христа явилось «отправной точкой» Таинства Крещения в Православной Церкви: благодатным действием Святого Духа, через троекратное погружение в святую воду, человек становится христианином, членом Церкви, входит в теснейшее общение с Господом.

Когда происходит освящение воды?

В храмах великое освящение воды происходит в Крещенский сочельник — 18 января и в сам праздник Крещения — 19 января. Праздничный водосвятный молебен и 18, и 19 января начинается сразу после Божественной литургии — в храме или на улице, на водоёме около специально устроенной проруби, которую называют «иордань».

В Севастополе традиционно освящается не только вода в храмах, но также «естество вод морских». Так, в Херсонесе, после водоосвящения в Свято-Владимирском соборе, совершается крестный ход на берег Карантинной бухты, где благочинный Севастопольского церковного округа протоиерей Сергий Халюта освящает морские воды. Также море освящается в нескольких других местах города.

Кроме того, вот уже много лет как отцом благочинным освящается Чернореченское водохранилище, снабжающее Севастополь питьевой водой.

В молитвах на освящение воды говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает её для пития, кропления, освящения домов.

Вода, освящённая 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.

Великое освящение воды совершается лишь дважды в год, 18 и 19 января — накануне и в сам праздник Крещения. Его нельзя путать с малым освящением воды на водосвятных молебнах, которые служатся в течение всего года в определённые дни, а также по просьбам верующих.

Как простая вода становится святой?

Вода освящается потому, что её однажды освятил Иисус Христос в Своем крещении и в ответ на молитвы Церкви продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что, по молитве Церкви, с ней соединяется Божия благодать, то есть сила, энергия Божества.

Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих. В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Святой Дух входит в обычную воду и делает её необычной, делает её святыней, которая, в свою очередь, освящает всякого, кто соприкасается с нею.

Крещенская вода: как пить и как хранить?

Крещенская святая вода — величайшая святыня Церкви. Поэтому, чтобы она помогла человеку, использовать и хранить её надо разумно и бережно.

Воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак.

Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Не следует хранить её рядом с продуктами. Не стоит и держать её в холодильнике — святая вода, как правило, не портится. Сосуд лучше хранить рядом с иконами и другими освящёнными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто «хранить», но и регулярно употреблять.

Как часто можно пить крещенскую воду?

Единого «питьевого режима» для святой воды не существует. Главный принцип — не считать, что крещенскую воду можно употреблять только в случае каких-то страшных болезней или неурядиц. Это не магия, а средство благодатной помощи.

Пить святую воду нужно благоговейно, с молитвой, понимая, что вы принимаете святыню. Если крещенской воды осталось мало, можно добавить её в обычную воду, тем самым сообщив ей благодатные свойства крещенской воды. В этом случае обычная вода также становится освящённой, крещенской. Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом.

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоёме и освящённая в день Крещения Господня. После освящения воды удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие.

Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через Таинство Исповеди, которое совершается в храме. А купание — это просто народная традиция.

И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Не будет греха, если вы не окунётесь в ледяную воду. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне — крещенской воде. То есть, если мы всё же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно — с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

В Севастополе, по традиции, многие в праздник Крещения окунаются в море. Нужно помнить, что делать это следует только в специально отведённых местах. Накануне сотрудники МЧС обследуют в этих местах дно, а в сам день праздника на берегу дежурят спасатели.

Артемий СЛЁЗКИН

По материалам православных сайтов «Фома.ру» и Pravlife.ru

Фото: сайт Севастопольского благочиния