Городская философия. Эх, дороги…

«Пробка», «узкое горлышко» ― для севастопольцев эти слова уже не столько раскрывают город как винодельческий регион, сколько характеризуют дорожную обстановку.

Количество транспорта вслед за увеличением численности жителей растёт, а с этим приходят и такие проблемы больших городов, как скопления автомобилей.

С одной стороны, властями или анонсируются, или ни шатко ни валко реализуются грандиозные транспортные проекты, такие как трасса «Таврида», реконструкция объездных дорог, капитальный ремонт магистралей и обустройство развязок. С другой стороны, проблема пробок и «тянучек» остаётся.

Можно обсуждать множество факторов, которые влияют на заторы городских дорог. Этот труд будет достоин объёмной научной работы. В статье лишь скажем о главных приоритетах городских властей в деле уменьшения числа личного автотранспорта — ведь рано или поздно их число достигнет критического значения.

Безусловным лидером внимания является повышение роли городского общественного транспорта. Выиграть в схватке с индивидуальным авто он может, когда станет не только дешевле, но и быстрым, и комфортным средством передвижения. Важна и его физическая доступность к населённым пунктам города. Но руководству Севастополя надо задуматься и над принципиальным определением тех территорий, где будет развиваться общественный транспорт, а где будут так называемые автомобильные зоны. Так как у общественного есть свой предел эффективности, завязанный на обслуживание больших пассажиропотоков.

Знаковым является также и состояние транспортной инфраструктуры. И речь идёт не столько о качестве дорог, а больше об их продуманности. Специфика застройки территорий Севастополя позволяет представить паутину городских дорог ― буквально как настоящую паутину.

Если с радиальными нитями, то есть с основными проспектами и магистралями, в Севастополе более-менее сложилось, то с сетью перемычек и объездных, связывающих радиальные дороги-нити вопрос проблемный. До недавнего времени делалось даже специально так, что автомобильный трафик выдавливался на магистрали, увеличивая плотность потока, а следовательно, повышая вероятность заторов и тянучек на них.

Поэтому наряду с программой строительства новых и реконструкции прежних дорог необходима программа малых дорог-перемычек, дорог-съездов с магистралей и т. д. Нужны не только их ремонт там, где они в плачевном состоянии, но и строительство новых. Ведь, как известно, «все дороги ведут в Рим»… Так и дорожную систему надо выстраивать таким образом, чтобы всегда можно было съехать, объехать проблемную точку. И система малых дорог поможет решить проблему заторов, позволяя автомобилисту выбирать несколько вариантов маршрутов.

Очень кстати приходится и развитие искусственного интеллекта по управлению транспортным потоком. Такие программы, как навигаторы, уже могут рассчитывать протяжённость и длительность различных вариантов передвижения. Развитие этих систем в будущем приведёт к беспилотному управлению, но сейчас уже можно внедрять и рекомендации по маршруту, а главное — скорости перемещения. Ведь известно, что заторы могут быть спровоцированы и превышением оптимальной скорости движения в городе.

Одним из заблуждений является уверенность в том, что чем быстрее разгонять свой транспорт, тем быстрее доедешь до конечной точки маршрута. Однако городская практика показывает, и каждый, у кого есть бортовой компьютер, может посмотреть среднюю скорость передвижения — окажется, что она для Севастополя в районе 25 километров в час! Поэтому подсказки от умной системы о том, что для данного участка рекомендованная скорость такая-то, будут означать, что если вы её превысите, то рано или поздно упрётесь в пробку.

Управление транспортной системой — вполне научная дисциплина. И хотелось бы, чтобы городские чиновники опирались на самые передовые разработки в этой сфере.

Читайте также: Код Севастополя

Руслан ЕРМАКОВ