Где и как можно встретить Господа?

Размышления мирянина в праздник Сретения Господня

15 февраля мы отмечаем двунадесятый праздник Сретения Господня. «Сретение» по-славянски означает «встреча». Праведный Симеон, а в его лице — всё человечество, встретил на ступенях иерусалимского храма Бога — Иисуса Христа.

Действие всем понятное. Однако эта встреча происходит в жизни каждого человека, когда он обретает веру и начинает жить по-христиански, исполняя заповеди Божии и всеми силами души стремясь ко Христу, ища в Нем спасение от греха, от скорбей и от самой смерти. С нами, православными, всё ясно: мы встретили своего Бога, чтобы никогда с Ним не расставаться.

Но как объяснить неверующим, но ищущим смысл жизни, что значит — «встретить Бога»? Где Его можно встретить, как происходит эта встреча? Согласно Писанию Бог есть Дух, а мы, люди — материальны. Как Дух может стать осязаемым, видимым плотью? Ведь для появления веры в Творца многим нужно нечто понятное, доступное.

Что ж, давайте порассуждаем об этом.

Не желайте чудес и видений

Некоторым людям кажется, что Бог должен явиться, открыться им каким-то сверхъестественным, чудесным образом. Такие ожидания чаще всего связаны с насущными проблемами людей, которые могут быть решены только явным чудом.

Например, у неверующих родителей тяжело заболел сынок, врачи дают неутешительные прогнозы. И вот, перепробовав все доступные им земные средства, они в последней надежде обращаются к Господу за помощью. И Господь помогает им, исцеляя сына.

Таких случаев явления Бога людям достаточно знает история. Люди встречают, обретают Бога через посланную Им небесную помощь.

Однако довольно часто Бог не исполняет обращённых к Нему просьб. Многие маловеры воспринимают это как «доказательство» отсутствия Бога как такового. Конечно, это неправильно. Мы здесь не будем подробно разбирать, почему кому-то Бог помогает по первому зову, а кому-то — нет. Нас интересует другое: а может Бог как-то ещё открываться людям?

Некоторые считают, что вход Господа лично в его жизнь должен быть триумфальным, то есть ознаменованным каким-то из ряда вон выходящим событием. Например, видением — во сне, а еще лучше — наяву. Или «голосом». Или невиданным раньше душевным подъёмом, особым духовным состоянием, парением мыслей, экстазом (эмоциональным возбуждением).

Такое тоже знает история. Как знает она и тяжёлые последствия таких «подъёмов и видений», когда духовно неопытные люди, новички в вере, нисколько не сомневаясь в «божественности» посланного им «видения», принимали за Христа или святых Его — демонов, которые коварно стремились завладеть их доверчивыми душами.

Бывали, конечно, случаи на самом деле божественных видений, но ой как они редки, и посылались не кому попало, а избранным людям, которые были готовы принять истинный Свет без вреда для себя.

Почему же Господь так редко открывает Себя людям в видениях или откровениях? Возможно, чтобы уберечь нас. От чего же? В первую очередь — от тщеславия («вот какой я праведник — Сам Бог мне явился»), от возношения («я не такой, как все, я лучше — иначе не пришёл бы ко мне вот так Бог»), от самомнения («видимо, я велик перед Богом»), от осуждения («мне Он вот так явно явился, а остальные грешники этого недостойны»).

Нет, должен быть какой-то иной, простой путь встречи с Богом. Простой и доступный каждому, кого не устраивает сомнительная перспектива «вечного небытия» после смерти, кого волнует вопрос: «А в чём же смысл всей этой жизни?»

От созерцания — к вере

Один из лёгких путей встречи с Богом и обретения прочной веры — созерцание внешнего материального мира. Ведь тварный, то есть сотворённый мир, окружающий нас, — это неиссякаемый источник богопознания. Не нужно ехать за тридевять земель, в какие-то экзотические страны-государства, чтобы увидеть красоту природы. Даже живя в городе, можно увидеть много интересного, буквально восхитительного.

Как прекрасны цветы, какое их разнообразие, цвета, запахи — у каждого свой, неповторимый. В них отражается премудрый Творец. Деревья, травы, море, облака, луна, звёзды — многое могут рассказать о Создателе пытливому искателю. Я уж не говорю о животных, птицах, насекомых: какое разнообразие, какие формы, какие особенности поведения! Ведь если присмотреться, то только удивляешься: как все эти живые существа приспособлены к жизни, каждый — по-своему.

Задумаемся на миг: зачем нужно всё это живое многообразие — на суше, в воде, в воздухе? Не для того ли, чтобы мы всюду видели мудрую руку Творца, чтобы славили Его за прекрасный творческий замысел?

А наша планета Земля? Учёные обнаружили тончайшую «настройку» всех её параметров: физических, химических, биологических, — «настройку», при которой малейшее отклонение от существующей «базы» сделало бы невозможной жизнь человека. Например, если бы Земля была на 3% ближе к Солнцу, или угол наклона её оси был чуть большим, или состав атмосферы бы немного иным — человек как вид не смог бы существовать.

Не говорит ли это о том, что появление нашей планеты стало результатом Чьего-то премудрого замысла, разумного плана? Разве могла Земля стать обитаемой в результате какого-то неуправляемого, хаотичного взрыва?

Святая великомученица Варвара, будучи дочерью язычника, который запер её в башне, именно так встретила Господа, так пришла к вере: созерцая из окна красоту созданного Кем-то мира. И эта вера, в дальнейшем укреплённая в ней крещением и научением, стала для неё важнее самой жизни.

Беда наша в том, что, погружённые в городскую суету и беготню, мы не замечаем окружающей нас природы. А раз не замечаем, то и не интересуемся. Вера же начинается с интереса: как такая красота могла появиться сама собой? Надо спрашивать о Боге природу — она всегда готова ответить, неся на себе отпечаток премудрости Божией.

Пробуждение совести

Многие из нас настолько привыкли ко злу в отношении к другим, что не считают это чем-то стоящим внимания. Обидел, оскорбил кого-то — подумаешь! Солгал кому-то, не моргнув глазом, — что плюнул. Увидел чью-то вещь, которая «плохо лежит», и со спокойной душой взял её себе. Массовое воровство в магазинах самообслуживания мало у кого из «воришек» вызывает угрызения совести: «А, с них (хозяев магазина) не убудет!» А то, что недостачи во многих маркетах вычитают из зарплаты рядовых продавцов, никого не волнует.

Вот-вот, хорошо о совести вспомнил. Все ли знают, а что это за «грызущий зверь» такой — совесть? И зачем он, этот «зверь», сегодня кому-то нужен? Только мешает жить.

Пока ваша совесть спит, «молчит в тряпочку» и «не вякает», когда вы совершаете явное зло, — Бога вам не встретить. Потому что сама совесть — не что иное, как «глас Божий» в душе, призванный обличать человека за совершаемое им зло, противное Богу. И вот если наступит такой момент, когда, после очередного семейного скандала, ссоры в школе или ещё где, вы вдруг задумаетесь: «Ну зачем я его так обидел?» или «Всё-таки я тут не права, надо извиниться» — считайте, что вы услышали стук в дверь своего сердца.

«Се, стою у двери и стучу, — говорит Господь, — если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

Обиды, ложь, воровство, гнев, зависть, злорадство, — всё это и им подобное, что для многих раньше было «фоном» жизни, не стоящим внимания, теперь, с пробуждением совести, становится грузом, отягчающим душу, лишающим её покоя и радости. Человек вдруг понимает невероятно отчётливо значение такого термина, как «грех». Грех — это то, чем человек ранит себя. Себя! И вот осознание этого факта заставляет его пересмотреть свою жизнь, начать «подъём с глубины», начать меняться — к лучшему.

Встреча с Богом произошла! Однако надо не останавливаться на достигнутом, а начинать борьбу с самим собой. И без помощи Божией эта борьба невозможна: грехи и страсти задушат человека. Но это потом, по мере врастания в веру. Главное, что обретаешь Бога только после пробуждения и вступления в активную фазу деятельности собственной совести.

Дорогой любви

Без любви нет веры, ибо, как сказано в Библии: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Однако христиане под истинной любовью понимают не то, что неверующий люд. Любовь христиан — это жертвенное служение Богу и ближним.

Что значит «жертвенное»? Значит, что ради любви к Богу и ближним человек забывает себя, какие-то свои интересы, потребности, что он готов пожертвовать временем, деньгами, силами, а если потребуется — здоровьем и самой жизнью, — ради этой святой любви. Путь к такой любви долог и тернист, но он — единственно правильный и верный, ибо человек уподобляется Самому Христу, принесшему в жертву Себя для спасения нас, людей.

Человек везде может встретить Бога, где есть эта любовь, точнее, где он может проявить эту любовь. Идёте по улице, видите нищего, просящего подаяние. Остановитесь, пожалейте в сердце этого несчастного, дайте ему 5-10 рублей, конфету, булочку с горячим кофе. Вы не нищему подаете — вы Бога встречаете, по слову Его:

«Истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13, 20).

Нужно на каждого нуждающегося, страждущего, недужного, с которым нас сводит жизнь, смотреть как на посланника Божия. Скажу больше — нужно видеть в каждом из них Самого Бога и подавать, и помогать — как Самому Богу. Тогда будет нам польза, великая польза.

Бог царствует там, где царит любовь: где сильные помогают слабым, здоровые — больным, живущие в достатке — неимущим, свободные — заключённым, зрячие духом — духовно слепым. Мы каждый день, видя и слыша страждущих, видим и слышим Бога. Он готов с нами встретиться, готов протянуть спасительную руку, чтобы повести нас за Собою — к вечному блаженству общения с Ним.

Спросим себя: а готовы ли мы к такой встрече? Готовы ли всё оставить — свои греховные привычки, свое равнодушие к другим, пристрастия к земным удовольствиям — и последовать за Христом? Или будем ждать какого-то явного чуда, знамения, явления, откровения, которое когда-то снизойдет на нас? Нет, Бог, из любви, придет к нам более понятным, простым, будничным образом. Не пропустить бы нам этот момент. Не упустить…

Артемий СЛЁЗКИН

Материал по теме: Не пью, не колюсь, не ворую, или Несколько слов о светской «святости»