Цифровая подпись: просто, удобно, надёжно

В современных реалиях мы практически полностью переходим на цифровые документы: договоры, госзакупки, заявления в госорганы.

Весь документооборот уходит в виртуальную реальность и «цифру». Как современные технологии поставить на службу своему бизнесу и упростить жизнь предпринимателям?

Об этом «Губернским вестям» рассказал Максим Анатольевич Цыганков, начальник отдела информационной безопасности УФНС России по г. Севастополю.

— Что такое цифровая подпись, и для чего она нужна?

— Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — это самый надёжный вид электронной подписи, равносильный собственноручной подписи владельца. С 1 января 2022 года на ФНС возложена функция по выпуску квалифицированной электронной подписи.

В основном, при взаимодействии с ФНС, её используют для подписания электронной отчётности, предоставляемой в налоговую службу. Но если в целом посмотреть, с её помощью можно заверять любые электронные документы и отправлять их операторам электронных площадок, контрагентам, в госорганы или суд. Подпись также можно использовать в любых информационных системах, как государственных, так и частных, если у них предусмотрена возможность подписания документов электронной подписью, или проводить процедуру авторизации в этих системах.

— Эта подпись выдаётся только юрлицам и предпринимателям?

— Да, в настоящее время ФНС выпускает УКЭП для юридических лиц, руководителей, имеющих право действовать от имени юридического лица, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

— А простые граждане к вам могут обратиться за ЭЦП?

— Нет, физические лица должны обращаться в коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры.

— Эта процедура бесплатна?

— Сама услуга предоставляется налоговой службой бесплатно, но заявитель должен предоставить сертифицированный носитель информации. Его необходимо приобрести самостоятельно. Для удобства наших клиентов мы запланировали установку вендинговых аппаратов по продаже таких носителей непосредственно в наших подразделениях. Пока работает один автомат в Обособленном подразделении № 3 (ул. Кулакова, 37), но в течение февраля запланирована установка во всех точках предоставления услуги.

Для получения услуги можно записаться онлайн через сайт ФНС или лично обратиться в одну из точек Удостоверяющего центра ФНС России. В настоящее время в УФНС России по г. Севастополю организованы три такие точки: в Нахимовском районе — Обособленное подразделение № 1 (ул. Героев Севастополя, 74), в Гагаринском — Обособленное подразделение № 2 (ул. Пролетарская, 24), в Ленинском районе действует Обособленное подразделение № 3 (ул. Кулакова, 37).

Помимо сертифицированного цифрового носителя заявитель предоставляет оператору Удостоверяющего центра оригинал паспорта, СНИЛС, ИНН физического лица (для руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей) и ИНН юридического лица.

— Каков срок оказания данной услуги после обращения?

— По регламенту — в течение 15 минут. До пяти минут идёт проверка данных, в зависимости от загруженности ресурса, если всё одобрено, подписывается заявление, генерируется сама УКЭП и записывается на носитель. На этом всё, можно пользоваться полученной электронной подписью.

— «Срок годности» у цифровой подписи есть, или она бессрочна?

— Срок действия УКЭП ограничен. Выпускаемая ФНС электронная подпись действительна в течение года и трёх месяцев, в дальнейшем процедуру необходимо повторить.

— А если потеряли токен, заблокировать цифровую подпись можно?

— Конечно. Более того, по регламенту владелец подписи должен немедленно обратиться в любую точку предоставления услуги для отзыва сертификата подписи. По всем вопросам технического сопровождения или за консультацией можно обратиться к нам в отдел (тел.: 77-01-80), и наши специалисты помогут. Можно обратиться на телефон горячей линии: 8 800 222 22 22. В любой ситуации, при утере или порче ключа, его можно перевыпустить заново.

— Помимо цифровой подписи необходимо ли другое дополнительное программное обеспечение?

— Конечно, необходима программа «КриптоПро». На сайте ФНС выложена её демо-версия, которой можно бесплатно пользоваться три месяца. Или купить это программное обеспечение у разработчика.

— Максим Анатольевич, есть у вас статистика по Севастополю: сколько сейчас пользователей ЭЦП?

— Точно не скажу. Примерно 85% налогоплательщиков используют цифровую подпись при сдаче электронной отчётности. В этом вопросе есть важный аспект.

Дело в том, что некоторые отчёты по нормам действующего законодательства можно сдать только в электронном виде. К примеру, это отчётность по НДС, бухгалтерская отчётность, отчёт по форме 6-НДФЛ, расчёт по страховым взносам и другое. Такие налогоплательщики не смогут обойтись без УКЭП и должны в обязательном порядке её оформить. Цифровизация набирает обороты, и через два-три года преимущество электронного документооборота оценит каждый налогоплательщик, а получение цифровой подписи станет обычной процедурой.

Беседовал Алексей КУЗНЕЦОВ

Материал по теме: Получи субсидию, помоги своему бизнесу