Городская философия. Что нам стоит новый берег построить?

К уже имеющимся двум исконным российским проблемам в Севастополе и Крыму в целом добавилась ещё парочка: дефицит свободной земли и утилизация строительного мусора.

Существует успешная мировая практика, которая одним волевым решением избавляет от обеих проблем. Имя этому решению — искусственные берега, острова, создаваемые в том числе из переработанных строительных отходов.

Уже сейчас ощущается дефицит прибрежной земли для застройки, и объявленные масштабные девелоперские планы просто мгновенно испарят любые белые пятна. Поэтому в самый раз вспомнить простую геометрическую формулу: если от береговой линии протяжённостью один километр выстроить в глубь моря искусственный берег-клин длиной ещё один километр, то береговая линия на этом участке увеличится в три раза!

Нарочно не указываю конкретные места для обустройства новых берегов, искусственных островов и инфраструктурных объектов за счёт отвоёванного у моря пространства. Такие территории должны быть определены после геологоразведочных работ. Но то, что такие сооружения допустимы в сейсмоопасных регионах, демонстрирует, например, Япония. У них же, как и у других цивилизованных стран, можно и нужно перенимать опыт по переработке строительного и другого пригодного мусора и отходов в материалы для искусственной суши.

Остров Семакау (Сингапур) полностью построен из мусора. Фото: greenkaz.org
Аэропорт Тюбу (Япония) построен на острове из измельчённых отходов. Фото: Kyodo News / AP

Как ни парадоксально звучит, но строительство новых островов и береговых линий сможет защитить существующие заповедные места Крыма и Севастополя. Они навсегда могут остаться нетронутыми человеком уникальными уголками природы и достоянием не только национальным, но и мировым. Но наряду с ними могут существовать новые территории, которые будут не только инвестиционно привлекательными, но решат проблемы утилизации мусора.

Обращение внимания к берегам решит проблему и оползнеопасных районов. Там, где допустимо вмешательство человека, наступление моря на сушу надо остановить. Особенно там, где это уже угрожает населённым территориям и сельскохозяйственным угодьям.

Функциональное использование новых объектов может быть не только сугубо девелоперским, но и инфраструктурным (аэродромы, терминалы, очистные, электрогенерация), и производственным (рыба и морепродукты, их добыча, выращивание, переработка).

Благодаря научным центрам с более чем столетней историей изучения Чёрного моря такая работа будет иметь строго научное обоснование с минимальным вредным воздействием на природу. И с максимальным долгоиграющим экономическим эффектом для нынешних и будущих поколений. Такое уникальное сочетание природных условий и человеческих интеллектуальных ресурсов очень редко где встречается на планете.

Может, уже пора перейти от восхищения успехами японцев, арабских эмиратов в вопросе обустройства искусственной суши к реализации подобных проектов у нас, в Севастополе и Крыму. Легендарный полуостров достоин быть знаковым местом на карте мира ― примером и образцом для подражания. Для начала этих проектов необходимы лишь смелость и решительность, которых, как известно, русским занимать не надо.

Читайте также: Городская философия. Эх, дороги…

Руслан ЕРМАКОВ