Армяно-григорианская церковь в Севастополе находилась на улице Чесменской. Её открытие состоялось 16 ноября 1908 года, о чём сообщила своим читателям газета «Крымский вестник».
Казалось бы, всё просто и понятно. Но возникает вопрос: а до этого времени где молилось армянское население Севастополя?
Стоит упомянуть о том, что если в 1867 году армян-григорианцев в Севастополе насчитывалось всего 23 человека (14 мужчин и 9 женщин), что составляло 0,2% от общего количества жителей, то в 1909 году в Севастополе уже проживало 1373 армянина-григорианца (армяне-католики учитывались вместе с католиками).
Исследовательская работа по этому вопросу принесла пока скромные отрывочные сведения. 4 ноября 1907 года «Крымский вестник» сообщил своим читателям благую весть: в Севастополь из Евпатории переезжает армяно-григорианский священник С. Эреванцьянц (С. Ереванцянц). Отец Саркис отдал служению церкви 38 лет и скончался в Севастополе 19 января 1915 года в возрасте 76 лет.

В этот же день, 4 ноября, на Чесменской улице, в доме Авдиева, в присутствии многих молящихся С. Эреванцьянц отслужил панихиду по усопшему католикосу всех армян-григорианцев Мкртичу Ι. Великий армянский религиозный и общественный деятель, Патриарх армян Константинополя, католикос всех армян, защитник армянских интересов скончался в возрасте 87 лет 29 октября 1907 года.
Из обнаруженных сведений можно сделать вывод, что дом, принадлежащий Авдиеву, использовался как молитвенный дом армян-григорианцев. При этом доме существовала школа, в которой обучались 10 бедных армянских детей. В начале 1908 года на собрании прихожан молитвенного дома был утверждён проект устава благотворительного общества для помощи бедным армянам, поданный на утверждение городским властям.
В молитвенном доме не было алтаря, и мысль о его создании уже давно зрела и у священника, и у общины, и у ктитора молитвенного дома А. И. Каракаша. В результате их усилий заветная мысль осуществилась. 16 ноября 1908 года в молитвенном доме состоялось освящение алтаря во имя св. Анны.
Чин освящения совершил глава Кишинёвской армяно-григорианской консистории архиепископ Нерсес Бархударьян совместно с архимандритом Леоном и старокрымским викарием Егише Мурадьяном. На торжество из Симферополя приехал хор из 35 человек, присутствовали чиновники, полицеймейстер, городской голова, члены городской управы. Один из попечителей, П. М. Драгунов, принёс в дар большой церковный бархатный занавес, а госпожа Ованесова — облачение на престол, освящённое сразу же, в начале богослужения. Писали, что алтарь очень красив и прост, «его бледно-голубой фон чрезвычайно гармонирует с лепными украшениями и ценной живописью».
Таким образом, молитвенный дом превратился в церковь.
25 августа 1908 года армяно-григорианская община праздновала в своём храме престольный праздник. На торжество приехал симферопольский священник О. Налбандян. Община благодарила госпожу Авдееву, на чьи средства был сооружён храм. И возникает очередной вопрос. Дом на Чесменской улице принадлежал Авдиеву, средства на храм, а по-видимому, на алтарь, пожертвованы Авдеевой. Ошибка в написании фамилии? Супруги ли они? Или это совершенно разные люди? За этот период выявлены сведения только об Авдеевой Анне Викторовне, проживающей на улице Михайловской, 60. Но имеет ли она отношение к храму? Все это ещё предстоит выяснить.
Здание армяно-григорианской церкви было каменным, одноэтажным, с подвальным помещением, одноглавое, с колокольней. «Дом без рисунков, имеется небольшая передняя. Внутри здания стены выкрашены масляной краской. Всего имеет 7 окон и 3 дверей. Пол покрашен красным, потолок побелен, имеет 1 купол и 1 колокол, крыша покрыта цинковым железом, здание прочное». Наружные размеры здания: длина — 26 ½ аршина, ширина 11 аршин, высота — 5 аршин. Во дворе церкви находился принадлежащий ей трёхэтажный дом, имеющий 3 квартиры с электрическим освещением. Во дворе имелись один сарай и каменная прачечная. Помещение, где проходили богослужения, занимало площадь 123 кв. м, отапливалось двумя печами, по периметру зала имелась стеклянная галерея.

Все эти сведения удалось установить по учётной карточке «армяно-григорианского молитвенного дома», которая была составлена в 1922 году, когда регистрировалась религиозная община и 18 ноября заключался договор с органами местной власти на пользование зданием. Несколько ранее, 23 февраля 1922 года, был издан Декрет ВЦИК РСФСР «Об изъятии церковных ценностей». Это было связано с помощью голодающим, но некоторые историки утверждают, что направлено на раскол в церкви и ознаменовало начало антирелигиозной работы. Сейчас мы не будем вступать в полемику по этому вопросу, а лишь упомянем, что в соответствии с этим декретом из храма были изъяты серебряные вещи: 2 ризы с икон, крест среднего размера и 4 венчика «с голов».
Настоятелем храма был протоиерей Ваган Манукович Мамиконян (Мамиконьянц), приехавший в Севастополь в 1921 году. Согласно анкете, составленной в 1924 году, он родился в 1860 году в Эриванской губернии, сословная принадлежность — из крестьян, женат, в семье три человека. По его сведениям, в 1922 году насчитывалось 540 прихожан. Но уже в 1923 году В. М. Мамиконян и церковные попечители, подавая в церковный стол сведения о прихожанах, указали 32 человека и объяснили, что «фактически постоянных прихожан мало». В 1923 году община армяно-григорианского молитвенного дома докладывала в церковный стол, что богослужения в молитвенном доме проходят редко, только в торжественные дни, при участии случайных певчих, в храме нет ни дьякона, ни псаломщика, ни даже церковного сторожа. Община не имела средств на их содержание.
В 1927 году церковный доход, состоящий из добровольных пожертвований, продажи свечей, кружечного сбора и за плату за обряды составил 474 руб. 30 коп. Они тратились на небольшое жалование священнику, страховку, на покупку свечей, мелкий ремонт храма, на приобретение угля, муки и другие мелкие расходы.
Дом, который находился во дворе церкви, был муниципализирован. Несмотря на тяжёлое материальное положение, община в 1928 году отремонтировала в нём крышу, но требовался ремонт окон, дверей, покраска. Всё это нашло отражение в акте смотра представителями коммунхоза в 1929 году. Они отмечали, что за домовладение ответственна армянская община в лице смотрителя Гарбацун, а также то, что «строение для дальнейшего использования по своему назначению пригодно для жилья». В акте также отмечалось, что «церковь около года никак не используется и закрыта».
К этому времени настоятель храма Ваган Манукович Мамиконян вместе с женой Сарой Георгиевной были лишены избирательных прав. Прошение о пересмотре дела 18 мая 1930 года было отклонено. Учитывая, что в этот период Черноморский флот пополнился новыми кораблями и в Севастополь прибыло много военнослужащих, из города выселяли лиц, лишённых избирательных прав. Предваряя своё выселение, В. М. Мамиконян с супругой выехали в город Ленинград к своему сыну-врачу, на чьём иждивении они находились.
В июне 1929 года в стол религиозных культов поступило заявление от армян с просьбой о ликвидации их церкви. По этому заявлению в Президиум горсовета административным отделом были подготовлены документы о ликвидации армяно-григорианской церкви. В докладной записке указывалось, что посещаемость церкви снизилась, богослужения проводятся очень редко, «часть верующих в числе 20-25 человек ещё пока держались за свою церковь, которые все являются исключительно бывшие торговцы, рабочая же масса от церкви совершенно отошла».
Армяне ходатайствовали о передаче здания под детский дом детей-армян. 31 января 1930 года на заседании правления Севастопольского армянского общества «Взаимопомощь» было решено ходатайствовать перед горсоветом о передаче здания армянской колонии «для обслуживания культурно-просветительных нужд».
25 февраля 1930 года Президиум КрымЦИКа своим постановлением окончательно ликвидировал армяно-григорианскую церковь в Севастополе.
9 марта 1930 года представители органов власти произвели обследование имущества, подлежащего передаче в Госфонд.
Передаче подлежали: 1 старый шкаф стоимостью 8 руб. 50 коп., 3 ветхих венских стула — 4 руб. 50 коп., две медные люстры: большая и малая, по цене 20 и 5 руб. соответственно и пр.
Но были переданы и более ценные вещи: серебряные чаша и тарелочка, два серебряных креста, бронзовый колокол. Государству было передано 90 предметов, серебра насчитывалось 1 кг 212 г, бронзы (колокол) — 69,5 кг. Всего на сумму 423 руб. 96 коп.
В 1938 году здание находилось в ведении городского отдела народного образования. В годы Великой Отечественной войны было разрушено.
А в 1955 году месту, где находилась церковь, был присвоен новый адрес — улица Советская, 14.
Читайте по теме: Севастопольская лютеранская церковь
Наталия ТЕРЕЩУК, историк-архивист